Конечная остановка

Зарисовки из глубинки

Зарисовки из глубинки


Тракторы на пашне. Грузовик везет зерно на ток. Доярка и механизатор приветливо машут руками... Когда выходишь на автобусной остановке в деревеньке Дятель, расположенной у самой границы Дубровенского района с Могилевщиной, создается впечатление, что герои мозаичного панно на фасаде двухэтажного сельского Дома культуры встречают именно тебя. Однако местные жители на этих персонажей вот уже несколько лет смотрят без оптимизма. После реорганизации сельскохозяйственного предприятия из самого большого деревенского здания уехала колхозная контора, перестал работать комбинат бытового обслуживания, а нынешней весной из–за трещины в стене закрылась библиотека. Осталась там лишь почта. Да еще дискотеки трижды в неделю проходят в кинозале, который считается наименее опасным местом в фактически аварийном клубе. Большинству из 140 жителей деревни больно видеть, как он разрушается и как приходит в упадок их малая родина.


Из центра — на окраину


Клуб в начале 70–х годов прошлого века построил колхоз–миллионер «XX съезд КПСС». Благодаря ему в Дятеле, бывшем центральной усадьбой хозяйства, появилось озеро, где разводили рыбу, парк, 2–этажные дома со всеми удобствами. Сегодня эти обветшавшие дома разбирают...


— Не удивляйтесь, что место для танцев у нас стульями огорожено. Это чтобы к стенам никто близко не подходил. Помещение три зимы не отапливалось, крыша затекает, вот облицовка и обваливается, — буднично рассказывает исполняющая обязанности директора Дятельского сельского дома культуры Светлана Кабуш, открывая дверь в зрительный зал. — А летом, когда молодежь из города приезжает, на танцполе собирается до 25 человек...


Если сделать отдельный вход, организовать хотя бы скромный ремонт и включить отопление, зрительный зал еще вполне может послужить, говорят сельчане. А то ведь зимой сход деревни или концерт какой–нибудь провести негде. А вот библиотеку реанимировать бесполезно. Достаточно посмотреть на трещину с кулак толщиной, образовавшуюся в коридоре, где она располагалась...


— У нас пустуют новые жилые дома. Почему в одном из них нельзя клуб устроить? — не понимает завхоз Дятельской базовой школы Олег Гаев.


— Когда производственный сельхозкооператив «Команино» (бывший «XX съезд КПСС») объединялся с соседним убыточным колхозом «Беларусь», нам обещали, что ничего в здании ДК не закроется, — делится наболевшим школьный повар Елена Боровнева. — Но колхоз, которому он принадлежит, переехал за 7 километров отсюда — в Добрынь, где агрогородок и центр сельсовета. А мы, получается, теперь никому не нужны. Складывается впечатление, что в Дятеле скоро вообще ничего не будет работать — ни садик, ни магазин. Перестали быть центром хозяйства — стали окраиной. В прямом и переносном смысле...


Потухший очаг


Тревоги сельчан понять можно.


— Здание дома культуры находится в аварийном состоянии, — признает председатель ПСК «Колхоз Команино» Александр Зайцев. — Об этом еще в 2003–м говорили спасатели и строители. Однако после объединения у меня долгов столько, что я не только не в состоянии его восстановить, но даже заказать официальную строительную экспертизу не могу. Если же там кого–то придавит, отвечать мне. Поэтому я бы туда вообще никого не пускал.


Начальник отдела культуры Дубровенского райисполкома Екатерина Лабуко тоже понимает сложность ситуации, однако пытается найти хоть какой–то выход. В прошлом году, например, появилась надежда забрать под клуб один из старых колхозных домов. Правда, сначала дятельцы предпочли, чтобы в нем обосновался детский садик. Но в итоге здание и вовсе таинственным образом сгорело.


— Других подходящих помещений в деревне нет, — говорит Екатерина Петровна. — Мы сейчас ремонтируем клуб в Добрыни. Конечно, туда дятельцам попасть нелегко, поэтому к ним ездят автоклуб, библиобус. Открывать в Дятеле стационарный клуб, возможно, и не стоит: жителей маловато. Хотя, конечно, людям где–то надо проводить свободное время. Вот и используем на свой страх и риск зрительный зал в аварийном здании.


Вместо эпилога


Из 15 построенных в Дятеле за последние годы новых домиков два стоят пустые. Отдать их под клуб нельзя: они предназначены для колхозных специалистов. Александр Зайцев говорит, что зарезервировал их для ветеринаров. Правда, ветврачи в Дятель, где остались две колхозные фермы, ехать не торопятся. Не слишком перспективно. С другой стороны, из райцентра на Могилевщине сюда перебрались Светлана и Юрий Мазуркевич. В школе искусств в Добрыни они учат мальчишек и девчонок игре на баяне и цимбалах. Взяли в ученики и семерых дятельских ребятишек. Получается, и в отдаленной деревеньке можно жить и работать. И там у людей есть стремление к красоте, к искусству. Поддержать бы, помочь, не дать превратиться населенному пункту в заброшенную, всеми забытую конечную остановку.


Комментарий


Николай Пашинский, начальник управления культуры Витебского облисполкома:


— Большие сельские дома культуры остались в наследство от председателей колхозов, которые во времена СССР любили покрасоваться друг перед другом. Денег тогда никто особо в колхозах не считал... Хорошо, если нашлись средства, чтобы привести эти дома культуры в порядок, как в Высочанах и Новом Селе на Лиозненщине, в Заднево в Толочинском районе. Ежегодно, к слову, выделяется 18 — 20 миллиардов рублей на ремонт 300 учреждений культуры. Однако в каждом районе можно назвать 1 — 2 проблемных адреса. Сложнее всего в таких деревнях, как Дятель, лишившихся статуса центральной усадьбы и не ставших агрогородками. Восстановить ДК там нереально, надо приспосабливать какое–то помещение, чтобы жителям было где провести досуг.

 

На снимках:

Светлана Кабуш показывает танцпол, который пришлось огородить несколькими рядами стульев;

здание сельского клуба в аварийном состоянии.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter