Абсолютно каждый из нас, случись такая необходимость, может обратиться в местную администрацию, а то и в вышестояшую организацию, чтобы решить свою проблему или попросить помощи. В исполкомах еженедельно проводятся личные и выездные приемы граждан, прямые телефонные линии. А как решаются вопросы заявителей? Не подходят ли к ним формально? Выяснить это решила корреспондент «Сельской газеты».
Идет ремонт кровли дома на улице Победы в Логойске.
В ИЮНЕ председатель Минского облисполкома Семен Шапиро провел выездной прием граждан в Логойском райисполкоме. Обратились тогда к главе региона восемь человек. Пятеро получили разъяснение прямо во время приема, рассказала начальник отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц Логойского райисполкома Елена Дейнор.
Валентина М. из деревни Жестинное хотела изменить линейные границы земельного участка. Ситуация осложнялась тем, что бывший муж, который проживает на другой половине этого же дома, своего согласия на изменение границ участка не дает. К сожалению, у сельчанки есть только одна возможность: принести в суд достаточно доказательств, чтобы можно было обойтись без согласия бывшего мужа.
Семейная пара из Минска, которая получила в наследство дом в деревне Слижено, интересовалась, может ли построить новый не на участке возле дома, а на землях, выделенных для ведения личного подсобного хозяйства (ЛХП). Им разъяснили, что они совершенно другого назначения и строиться нельзя. Если же супруги откажутся от ЛПХ, то поменять целевое назначение земли будет возможно, однако претендовать на строительство на ней в первую очередь уже будут не заявители, а люди, стоящие первыми в очереди на улучшение жилищных условий.
В трубе и на канале у РИЗ «Луговой» сухо.
Недалеко от Вячи — деревня Новая Марковщина. Местных жителей здесь раз-два и обчелся, остальные участки индивидуальной застройки куплены с аукциона в основном горожанами, которые приезжают сюда отдыхать. В поселок в свое время бесплатно провели воду, свет, сделали дороги. Но заявительнице Н. не нравится состояние той, что рядом с ее домом. Ей объяснили, что за государственный счет дорогу асфальтировать невозможно. И предложили выход: жители некоторых улиц этой же деревни за собственные средства подсыпают дороги или асфальтируют их.
Анна Клементьевна Савицкая владеет в Плещеницах квартирой в трехквартирном деревянном бараке. Кроме нее и матери, сейчас в доме никто не живет. Барак принадлежит комхозу, но квартира приватизирована. В свое время Анна Клементьевна обращалась в суд, чтобы комхоз провел капитальный ремонт: заменил нижние венцы и фундамент. Ей предлагали замену жилья на время ремонта, однако от всех вариантов она отказалась. Но чтобы в деревянном доме заменить венцы, его надо приподнимать домкратом. Пока там проживают люди, это сделать невозможно.
А КАК обстоит дело с вопросами, которые в ходе приема разрешить не удалось?
Несколько лет назад Нина Саутыч купила участок на краю маленькой деревушки Сухая Гора — специально перебрались с мужем из города в деревню, чтобы жить в тишине и спокойствии. Спустя некоторое время буквально через дорогу от дома Нины Владимировны открылась агроусадьба. И надежды о тишине и покое разбились вдребезги.
В агроусадьбе не переводились шумные компании. Особенно беспокоили сельчан отдыхающие летом — разбредались по деревне в нетрезвом состоянии. Ну а бесконечные фейерверки пугали хозяйскую живность.
Но дело было не только в шуме. Деревня расположена на горе, а агроусадьба находится выше дома заявительницы. Хозяева усадьбы, по словам заявительницы, размывали канализационные стоки водопроводной водой, чтобы так «сэкономить» на заказе ассенизационных машин. Стоки шли вниз, то есть на огород заявительницы, заболачивались и соседние участки.
Отмечались и другие нарушения. Например, использование воды «в обход» счетчика, рассказала Елена Дейнор. Поскольку доказать эти факты было сложно, приходилось вместе с комиссией, в которую также входили заместитель председателя райисполкома и председатель сельсовета, выезжать в рейды, чтобы поймать нарушителей, так сказать, «за руку». Вызывали хозяев агроусадьбы в райисполком на беседы, выезжали на место, измеряли децибеллы. Ведь, по закону, в деревне, как и в городе, после 23.00 шуметь нельзя. Опрашивали местных жителей и отдыхающих, составляли протоколы.
Сейчас ситуация изменилась. Посетители агроусадьбы «расслабляются» в основном в ее стенах, не докучая сельчанам. Хозяева укрепили откос рва около своего участка, чтобы исключить попадание стоков на огород пенсионеров. Жалобы со стороны жителей деревни прекратились.
Мы с Еленой Анатольевной тем временем едем по следующему адресу: район индивидуальной застройки «Луговой». Анна Рудак не так давно получила здесь участок под застройку как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Но дело в том, что РИЗ «Луговой» – это бывшие заливные луга, грунтовые воды залегают здесь неглубоко. К тому же участок заявительницы расположен ниже остальных и в непосредственной близости от небольшого болотца. На приеме у Семена Шапиро Анна Дмитриевна просила принять меры по его осушению.
Елена Дейнор демонстрирует проделанную работу: от болота прорыт канал, проложена труба, чтобы отводить воду. К слову, и в канале, и в трубе в тот день было сухо. Однако Анна Рудак не до конца удовлетворена положением дел:
— Да, конечно, трубу проложили, на участке стало суше, но все равно влажность чувствуется. Лучше это болото осушить вовсе.
Еще одну заявительницу, Екатерину Заенковскую, мы дома не застали. Зато встретили рабочих, которые чинили кровлю. До этого в одноэтажном доме на четыре квартиры уже отремонтирован фундамент, залита новая отмостка. Именно по поводу ремонта гражданка приходила на прием к председателю облисполкома.
— В районе довольно много старых одноэтажных многоквартирных или блокированных домов. Конечно, встают вопросы ремонта, которые мы стараемся решать по мере поступления. Сдали в сентябре пятиэтажный дом для отселения жильцов из ветхого и аварийного жилья, который строился исключительно за бюджетные деньги, — прокомментировала ситуацию Елена Дейнор.
bolshakova@sb.by
Фото автора