Комплекс Пигмалиона

Театральный сезон затих на некоторое время, чтобы вспыхнуть потом с новой силой...
Театральный сезон затих на некоторое время, чтобы вспыхнуть потом с новой силой. Лично я буду согреваться теплом, полученным от премьерного спектакля театра–студии киноактера «Безымянная звезда» в постановке художественного руководителя Александра Ефремова. Верю, что романтический свет этой мелодрамы осветил жизнь многих театралов. Я забрел на версию, в которой главную роль исполняла Валерия Арланова. Давно говорил (сосед Рабинович — свидетель), что Валерия — звезда европейского пошиба. С такой шеей и изгибом плеч ей бы в красивых историях из жизни порочных поэтов Серебряного века блистать. Дрожать под вуалью в загадочных психодрамах Ренаты Литвиновой. Бледнеть удушливой волной, слегка соприкоснувшись рукавами с Робертом Паттинсоном, мечтательно бродить по рассветному номеру ялтинской гостиницы в финале соловьевской «Ассы». Вся аристократическая и надломленная, Лера Арланова требует дорогого антуража, которого ей наш кинематограф пока по объективным причинам предложить не может, как бы ни выворачивался наизнанку ее супруг и режиссер Ефремов. Кинорежиссеры все больше видят в ней учительницу, синий чулок, альтруистку. Кого угодно, только не тот образ, который диктует ее редкая фактура.

В спектакле «Безымянная звезда», выстроенном по собственным законам, без оглядки на знаменитую экранизацию Михаила Козакова, актерский бриллиант Арлановой и ее органика получили достойную огранку. Актриса не соперничает с хрестоматийным образом Анастасии Вертинской, а создает свою баламутку Мону. Художник Игорь Хруцкий выстроил добросовестные декорации, в которых нашлось место и провинциальному перрону, и скромному обиталищу учителя астрономии Мирою. Такие декорации вдохновляют артиста на подробное существование. Вот и спектакль получился подробный, трехчасовой.

Театр — не кино и позволяет создать иллюзию за счет меньших средств. Здесь Ефремову как Пигмалиону есть где развернуться. Уж в какие только нарядные одежды, успешно реализуя свой комплекс Пигмалиона, который присутствует у любого режиссера, имеющего супругу–актрису, он не наряжал Валерию. Все для того, чтобы она почувствовала себя настоящей дивой — эффектной и порхающей. Почему, кстати, у нас так мало таких красивых творческих пар? Где наши Меньшовы–Алентовы, Гайдаи–Гребешковы? Неужели у нас меньше красоты или талантов? Вовсе нет. Но как–то не принято делать из жен звезд. Тот, кто говорит, что Пигмалионы здесь пожиже, просто клевещет. И красивых актрис хватает, никто спорить не станет: посмотрите женские портреты театра–студии киноактера — настоящий цветник.

Конечно, не все актрисы выдержали испытания гламуром, поддались разного рода глянцевым искушениям — кто стал ток–шоу вести, кто переквалифицировался в профессиональные свахи, кто зачем–то запел шансон. И зарабатывают они почище иного Пигмалиона. Актерская профессия получила разного рода профессиональные ответвления, не всегда полезные, на мой взгляд, для ремесла. Если раньше студентки театрального вуза мечтали стать Ермоловой, то сейчас больше мечтают о медийной популярности. Может быть, потому и идеальным Пигмалионом сегодня становится не столько режиссер, сколько продюсер, способный вложить деньги в проект, или олигарх, способный купить продюсеров. Оттого и смутный объект творческого желания у них меняется чаще. И карьера актрисы сегодня, как американские горки.

Хорошо, если в нашей жизни все–таки есть какие–то постоянные величины и фигуры, не предающие актерское ремесло, искренне влюбленные в сцену. И так хочется, чтобы все куколки превратились в бабочек и совершили свой прекрасный полет. Чтобы каждая цветочница Элиза Дуллитл встретила своего профессора Хиггинса. Понятно, что из сотни актрис звездой становится одна, а остальные так и остаются безымянными. И не каждая рыбка, выловленная из актерского прудика, становится золотой. Но мне почему–то хочется, чтобы у нас появлялись настоящие дивы. Процесс это трудоемкий, требующий и творческих и человеческих затрат, но без них театральная картина не будет полной. Верю, что сцена еще способна подарить нам много ярких семейных дуэтов, а имеющиеся — вывести на потенциально новый уровень, несмотря на завистников и злые языки.

Добрый зритель в 9-м ряду.

Советская Белоруссия №144 (24281). Вторник, 6 августа 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter