«Комендантский час»

Не утихают споры вокруг предложения Мингорсовета ввести запрет на уличные прогулки несовершеннолетних с 23.00 до 6.00 без сопровождения родителей...

Не утихают споры вокруг предложения Мингорсовета ввести запрет на уличные прогулки несовершеннолетних с 23.00 до 6.00 без сопровождения родителей. Столичные депутаты позиционируют новшество как одну из действенных мер по профилактике подростковой преступности. А вот их оппоненты уже окрестили предполагаемое ограничение «комендантским часом». Не остаются в стороне от актуальной дискуссии и авторы «Спор–площадки». Один из спорщиков в ночных прогулках тинейджеров ничего страшного не усматривает. Другой, наоборот, одобряет строгий контроль за припозднившимися школярами. Нет ли в такой позиции перегиба? Или, быть может, как раз более уязвима точка зрения противника депутатской инициативы? Считаем эти вопросы открытыми как минимум до появления первых читательских откликов на редакционном сайте и по почте.


Против


Стричь легко, растить трудно


Роман РУДЬ, сидевший под звездами:


— Ровно в 23 часа каждый подросток на улице превращается... Нет, не в тыкву. Хуже. В преступника. Пусть пока в потенциального, но родителям от этого не легче: штраф будут платить, как за состоявшегося. Так желает общественность в лице представляющих ее депутатов. Вчера, возвращаясь домой ближе к полуночи, я размышлял об этой сомнительной инициативе и рассматривал своих соседей по троллейбусу. Девчонки–подружки, пацан спортивного вида, очкарик с наладонником — всех можно скопом записывать в нарушителей закона, будь такой закон принят. Неважно, возвращается ли парнишка с поздней тренировки, был ли очкарик на дополнительных занятиях у репетитора, засиделись ли девчонки в невинном «МакДональдсе». Хватай и тащи в кутузку, вызывай маму–папу из дома, бей их рублем! То–то посмеются действительно трудные подростки, наблюдая за этим спектаклем откуда–нибудь с чердака или из подвала. Да, они как раз в таких местах станут собираться, чтобы не маячить на улицах. Будут спокойно, как всегда, распивать «бормотуху» да выколачивать деньги из сверстников, но — не под открытым небом. А на улицах воцарится благостный покой: если и встретится пьяный хулиган, будь уверен — он совершеннолетний. Тебя сильно успокаивает этот факт?


Манера стричь разных людей под одну гребенку, даже когда это делается в добрых целях, лично меня возмущает. Сегодня решат всем, не достигшим 16 лет, сидеть дома с 23 часов. Мол, не только для того чтобы снизить подростковую преступность, но и ради безопасности самих же детей — дабы они не стали чьими–то жертвами. Хорошо, согласимся. Но завтра придумают, чтобы старушки не выходили на улицу в гололед, лысые не появлялись под жарким солнцем, толстые не смели заходить в гастроном... Все ради их же блага! Ослушались — штраф. Ты, Андрей, будешь расплачиваться по особому тарифу, если таким вот высоким запретят входить в помещения с низкими потолками. Мало ли, вдруг ударятся головой...


Бороться с подростковой преступностью — прямая обязанность милиции, у которой для этого есть методы поэффективнее, чем огульная запись всех несовершеннолетних в ночные злоумышленники или невинные жертвы. Если бы проблема решалась столь просто, мы давно победили бы преступность в целом, просто запретив всем людям выходить из собственных квартир. Но абсурдность такого шага очевидна по двум причинам: во–первых, против Конституции не попрешь; во–вторых, взрослые люди и у себя на кухнях умудряются творить такие злодейства, что на их фоне любой уличный хулиган покажется гимназисткой румяной. Почему же в отношении подростков существенное ограничение свободы кажется кому–то разумной мерой? Почему не все понимают, что плохие детки и под крышей способны на преступления, а хорошие — даже на улице не нарушат закон?


Правда, ради справедливости замечу, что у нас еще хватает ума говорить о «комендантском часе» для детей до 16 лет, а вот в Московской и Ростовской областях его уже ввели для всех, кому не исполнилось 18! Причем там запретное время начинается с 22 часов. Ты представь, как субтильная мамаша пытается уволочь за руку 17–летнего сына–бугая с дискотеки, потому что скоро пробьет роковой час. У него бицепс, как мамина талия. Ему через пару месяцев страну защищать с боевым оружием, а тут — извольте спрятаться под родительский кров, уже поздно–с... Сначала искусственно продлеваем молодым людям детство, потом жалуемся на их инфантильность. Или возьми иногородних студентов, которые приезжают учиться в те же 17 годков, самостоятельно живут в общежитиях и — о ужас! — иногда возвращаются домой в 22.01. Как с ними, интересно, поступает милиция? Отвозит к родителям за тридевять земель или держит в камере, пока папа из далекой провинции не приедет?


Во времена моей юности мы во дворах засиживались, бывало, и за полночь. Причем не ради того, чтобы зеркала с чужих машин поснимать, а так — потрепаться за наше многотрудное подростковое бытие. Участковый подходил, интересовался, почему не спится, смотрел, нет ли пьяных, предупреждал, чтобы не шумели. То есть спокойно выполнял свою работу, а не пытался истерично разогнать нас по домам. Потому что сам был молодым и тоже, наверное, понимал: июльской ночью, в разгар каникул, где же еще общаться молодежи, как не под звездами. Плохо, что сейчас не все это понимают. А некоторые даже одобряют запреты такого общения, чтобы потом биться с их обратным эффектом. Например, наша с тобой коллега недавно жаловалась: «Раньше была проблема, как загнать детей домой, а теперь — как выгнать их на улицу! Говорю сыну — иди подыши воздухом, поговори со сверстниками, встань из–за этого компьютера наконец! Нет, отвечает, у меня и так все есть — и друзья, и разговоры, и развлечения. В сети».


Вот так, Андрей. Виртуальное общение, сетевые подружки, интернет–тусовки. Думаю, это поколение будет и семьи создавать через модем. Вот о чем надо тревожиться, а не защищать улицы от детей...


За


Пусть спят зубами к стенке


Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ, желающий спокойной ночи:


— Хорошо, что ты пока не депутат. Утрировать любишь, а ведь законотворчество передергиваний не терпит. Хотя давай–ка, раз уж подставился со своими примерами насчет старушек, лысых и толстых, поколочу тебя слегка твоей же гиперболической дубинкой. Что ты там об искусственном продлении подросткам детства говорил? Не нравится тебе, видишь ли, инфантильность? Хорошо, будем воспитывать школьников ночной жизнью, закалять, так сказать, реалиями сгустившихся над городом сумерек!


Дабы детки скорее взрослели, предлагаю всех срочно направить на стажировки в ночные казино и стриптиз–клубы. Пусть узнают, как нелегко достаются деньги за столом с фишками да каково это — отработать смену, вертясь вокруг шеста. Что, слишком радикально? Нужно воспитывать новое поколение на положительных примерах? Что ж, доверим пареньку баранку ночного такси или дежурного троллейбуса. Карта города на руле, глаза по пять копеек — не удивляйся, перед тобой шофер–пионер! Не ровен час, въедет в столб, но ведь все с чего–то когда–то начинали, правда?


Я потому такие нелепости предлагаю, чтобы ты осознал: ночная жизнь — не для детей и даже не для подростков с их–то еще легкомысленными мозгами и окружающими соблазнами и зонами риска. «Маленькие детки — маленькие бедки. Большие детки — большие бедки», — вздыхают родители, с опаской ожидая того времени, когда чадо из карапуза в шапочке с помпоном превратится в крупногабаритного любителя неурочных тусовок. Или момента, когда вчерашняя принцесса с бантиками вдруг забросит куклу и рванет по–взрослому на какое–нибудь «Небо». Так, если ты не знаешь, называется место сбора минских неформалов — от вялых и депрессивных эмо до энергичных и жизнерадостных скинхедов.


Не хочу слишком пугать родителей, но с 23.00 в таких и тем паче отдаленных от центра местах общения с ребенком может всякое случиться, потому как нынче «развлечения» тинейджеров одно другого изощреннее. Хулиганистые недоросли — не депутаты в галстуках. Опасные ноу–хау претворяются в жизнь мгновенно, а законы улиц принимаются вожаками без голосований и процедур утверждения. Тогда, сидя во дворе под звездами, думал ли ты, Роман, что через четверть века поколение «нулевых» придумает, к примеру, такую гадость, как хеппи–слеппинг (дословный перевод с английского — избиение ради развлечения)? Представлял ли, что школьники будут по вечерам охотиться за сверстниками, прохожими, бомжами, чтобы «привалить терпилу по жести», снять расправу на мобильник, а потом, скинув кровавые ролики в интернет, ждать славы?


Драки 80–х — «металлистов» и «волнистов», «серебрянских» и «чижовских» — сейчас трансформировались в так называемые подъездные войны «наци» и «антифа». Наркодилеры ищут новых клиентов в клубах, продавщицы, несмотря на запрет, все–таки продают алкоголь старшеклассникам (интересно, боятся мести за отказ или делают план?). Гопники с окраин не вымерли и по–прежнему ждут своих жертв в темных переулках. Время ли любоваться по ночам на звезды, Роман? И современный участковый уже наверняка не только вежливо поинтересуется у подростка, почему тот так припозднился, но и покажет фоторобот: «Осторожно: вот этот — нападает с ножом на пустыре. А этот со шрамом — кидала по мобильникам». Есть в милицейских досье и педофилы, и гопстопщики. Город не отдан им на съедение, у нас нет наркоманских трущоб, но ведь не просто так депутаты горсовета ратуют за «комендантский час»? Есть, наверное, свои резоны? И верх глупости не замечать опасностей, подстерегающих ребят. И тем более — девчат...


Знаешь, я вообще с удивлением смотрю на родителей, которые отпускают своих ребятишек — учеников начальной школы одних в город. Хотя бы и средь бела дня. Шкет едва из детсадовских колготок вырос, а его отправляют одного с деньгами в магазин или того хуже — на тренировку в другой район. Папы и мамы явно мыслят устаревшими категориями. Да, почти все мы не с первого, так с третьего класса добирались до занятий сами, но разве кишели тогда наши дворы, дороги машинами? И как тут ни старайся, как ни учи ребенка правилам дорожного движения — все равно тревожно. Уж больно много развелось лихачей, пьяных за рулем, просто непредсказуемых водителей, откровенно плюющих на пешеходов. Может, спокойнее и безопаснее будет «поводить за ручку» своего ребенка еще несколько лет? А стать самостоятельными они всегда успеют.


Но это, Роман, было небольшое отступление от «ночной» темы. Просто хотел еще раз подчеркнуть: разумной осторожности детей нужно учить с ранних лет. И не только на уроках по ОБЖ. Хотя инициатива горсовета — мера превентивная. По–настоящему актуальной проблема опасных вечерних и ночных прогулок станет весной. Гормон в это время года многим подросткам слишком сильно бьет в голову. Лучше будет, если шалопаи и их потенциальные жертвы окажутся под строгим контролем. Пусть хулиганы спят зубами к стенке. Тем более что зубы у них острые.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter