Коллекция и коммерция

В списке вариантов досуга музеи не на первых ролях, поэтому современные музейщики постоянно ведут борьбу за посетителя...

В списке вариантов досуга музеи не на первых ролях, поэтому современные музейщики постоянно ведут борьбу за посетителя. Тяжелее всех, пожалуй, приходится владельцам частных храмов муз. Они рассчитывают только на собственные силы, самостоятельно решают проблемы: поиск помещения, отсутствие государственного финансирования, постоянное повышение арендных ставок. Хотя принципиальной разницы между созданием государственных и частных музеев нет. Отличие лишь в том, что первые создаются государственными органами и организациями, вторые же — физическим лицом или частными организациями. Для открытия музея нужно выполнить обязательные условия создания учреждения, которые прописаны в Законе «О музеях и музейном фонде»: наличие культурных ценностей, возможность учредителя обеспечить музей соответствующим помещением, необходимыми финансовыми средствами для организации и осуществления музейной деятельности. Если все эти требования соблюдены, то любое физическое лицо или частная организация имеет право на создание храма муз, под которым подразумевается юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица, которые реализуют большинство видов музейной деятельности. Но это не значит, что владельцы развлекательных учреждений, выставившие на всеобщее обозрение предметы старины, открыли полноценный музей.


В нашей стране хватает интересных частных собраний, но далеко не каждый коллекционер решается на открытие музея.


Непреодолимые сложности


В 2004 году в Минске в частном фотосалоне открылся первый в СНГ музей фото, который просуществовал 6 лет. Коллекция состояла из уникальных фотоаппаратов, привезенных из разных стран. А началось все с того, что фотограф Виктор Суглоб побывал в гостях у своих друзей в Париже, где посетил выставку фотоаппаратов. Молодой человек сразу же загорелся идеей создать что–то подобное у себя на родине. На поиск подходящих оригинальных предметов ушел не один год. Открытие музея стало возможным лишь спустя долгое время благодаря бизнесу Виктора Суглоба, который занимался печатью фотографий с аналоговых носителей. Любой желающий мог прийти и за символическую плату посмотреть коллекцию. С приходом же цифровых технологий многие перестали печатать фотографии. Доходы резко упали, возникли сложности с оплатой аренды.


— Мы приняли решение о закрытии музея, который занимал львиную долю площадей, — вспоминает директор музея Виктор Суглоб. — Тогда к нам приезжали представители Министерства культуры.


Коллекционер просил выделить ему помещение, где можно было бы разместить экспозицию. Предложенный вариант в здании Национального исторического музея не устроил Суглоба из–за небольшой площади.


Сейчас Виктор Петрович ведет переговоры с руководством Национальной библиотеки по поводу возможной продажи своей коллекции. Он считает, что музей фото должен находиться в здании главного книгохранилища страны, которое ежедневно посещает много людей.


— Не хочу наживаться на коллекции, продал бы ее за 30 — 35 млн. рублей. Для городских властей это небольшая сумма, — рассуждает Виктор Суглоб. — Я даже согласен передать свою коллекцию одному из музеев Минска, если мне разрешат проводить выставки фотографий, фестивали, чем я занимался и раньше. Жаль, что наши старания не оценили и не поняли. Входные билеты стоили копейки, музей работал практически ежедневно, мы постоянно размещали рекламу, но посетителей было мало.


Правда, уже после закрытия музея многие на интернет-форумах стали жаловаться на неудобное расписание работы музея, на отсутствие нормального подъезда к зданию. К тому же далеко не все знали о существовании музея фото.


Перспективный музей


Сергея Микановича из Зельвы многие считают чудаком. Он уже 30 лет собирает насекомых: бабочек, жуков, пчел. После окончания школы Сергей Иванович поступил на биологический факультет БГУ. В свое время он возглавлял Зельвенскую райинспекцию природных ресурсов и охраны окружающей среды. Как–то случайно узнал о существовании программы ООН по развитию агроэкотуризма и решил предложить свой проект. У Микановича созрела идея создать усадьбу, ему выделили 1.000 долларов. На эти деньги коллекционер купил дом в деревне Вороничи Зельвенского района, в котором и разместился музей насекомых и пчеловодства. Теперь любой желающий может приехать в усадьбу «Старая весь», посмотреть на необычную коллекцию и отдохнуть на природе.


— Каждое лето музей посещает около 500 человек, но это еще не предел — делится Сергей Миканович. — К нам приезжали туристы практически со всех стран Европы, из Китая, США. У нас заключен контракт с одной туристической фирмой. Мы позиционируем себя как агроусадьба «Старая весь» с постоянной экспозицией насекомых. Моя коллекция — это хобби, а не бизнес, поэтому я не стремлюсь извлечь материальную выгоду.


Необычная коллекция


Полочанин Николай Панкрат — персона известная в городе. Уже 15 лет он занимается коллекционированием. Его частная коллекция «Эпоха Ленина» насчитывает почти тысячу бюстов вождя пролетариата. К 90–летию со дня Октябрьской революции коллекционер превратил свой частный дом в музей. Теперь любой желающий может прийти к Николаю Глебовичу и абсолютно бесплатно посмотреть старинные предметы. За 3 года в доме коллекционера побывало почти 6 тысяч человек.


Свой первый предмет коллекции Панкрат нашел на свалке. С тех пор он стал увлекаться коллекционированием необычных предметов. Что–то приносили знакомые, общался с коллегами, постоянно посещал свалку. Бюсты и портреты Ленина, ламповые телевизоры, пленочные фотоаппараты, книги, газеты... Николай Глебович собирает все, что связано с историей СССР. Под коллекцию отведена большая часть дома. Одному сложно содержать в порядке многочисленные предметы старины, приходится во многом себе отказывать. Но полоцкий коллекционер рассчитывает только на собственные силы. Правда, он не планирует создавать музей.


— А кому сейчас легко? Нужно как–то выживать. Можно было бы официально зарегистрировать коллекцию как музей, но я не хочу этим заниматься. Это дополнительная ответственность. Зачем мне лишние материальные затраты, многочисленные бумаги? Я общаюсь со многими коллекционерами, но никто из них не собирается создавать музей.


Не спешат коллекционеры создавать музеи. Одни испытывают финансовые трудности, другие не хотят брать на себя дополнительную ответственность. В итоге у ценителей прекрасного меньше возможностей обогащать свой культурный багаж. Жаль, ведь интересных коллекций в нашей стране немало. Возможно, опыт соседних стран и личная заинтересованность коллекционеров в будущем разовьют сферу частных музеев. Больше музеев, хороших и разных.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter