Спасатель МЧС — о рабочих буднях, чрезвычайных ситуациях и трагедиях, к которым невозможно привыкнуть

Когда жизни на кону

Инструктор-спасатель МЧС Павел Кавзович: «Ложишься спать — и вновь прокручиваешь ситуацию: может, не хватило каких-то 15 секунд?»

Опасность любит играть. У нее можно отвоевывать жизни людей, однако и она в состоянии сделать ответный ход и причинить вред. Такую рискованную игру постоянно ведут сотрудники МЧС, которые, к слову, сегодня отмечают профессиональный праздник. Как проходят рабочие будни бойцов, какую помощь они способны оказать и к чему не могут привыкнуть — спросили у старшего инструктора-спасателя пожарной аварийно-спасательной части № 35 Павла Кавзовича.

Павел Кавзович.

Минута на все про все

Лично спасенные жизни Павел Кавзович никогда не считал. Подумал по нашей настойчивой просьбе, что их может быть несколько десятков. Старший инструктор-спасатель всегда идет первым в составе подразделения, прибывающего на пожар. Первоочередная задача — спасение людей.

— Первое подразделение занимается поиском людей в горящих помещениях, — объясняет он. — Затем бойцы протянут пожарные рукава, подадут ствол на тушение, но это произойдет чуть позже. У каждого из нас с собой аппарат на сжатом воздухе с дополнительной маской, которую мы при необходимости надеваем человеку. Найденного пострадавшего выводим или выносим на свежий воздух, до прибытия медиков оказываем помощь, проводим реанимацию. Этому обязательно учат на занятиях по медицинской подготовке.

Звучит просто и даже буднично. А на деле выглядит совсем по-иному. Весь день бойцы заняты теоретической, практической, медицинской, физической подготовкой, отработкой боевого развертывания, уходом за техникой. Но где бы они ни были и чем бы ни занимались, через минуту после получения вызова машина должна выехать на происшествие. Нужно еще успеть облачиться в специальное обмундирование, которое весит около 20 килограммов.


— Мой личный рекорд — 11 секунд, — улыбается Павел.
Во время пожара пользоваться лифтом нельзя, а значит, на любой этаж, хоть на 25‑й, спасатели взбегают по лестнице, при этом тащат на себе аппараты на сжатом воздухе, огнетушители, пожарные рукава. А еще и бензорез — инструмент вроде болгарки, которым вскрывают двери квартир.
— Вызов поступил около семи утра, — рассказывает Павел об одном из случаев. — Когда мы примчались к дому по улице Есенина, из окон шел черный дым — пожар разыгрался не на шутку. Поднялись на восьмой этаж, вскрыли дверь — и перед нами стена дыма. Ничего не видно! Встали на колени, включили фонарики на касках, поползли на поиски людей. Сразу же нашли хозяина — он, видимо, пытался добраться до выхода, но упал. Ребята спустили его вниз, а я пошел за женщиной, которая звала на помощь с балкона. Надел на нее маску, накрыл одеялом, поскольку температура в квартире уже была очень высокая, и вывел из квартиры.

Даже если нет света

Стать пожарным Павел Кавзович не просто мечтал — он никогда не представлял для себя другого занятия. Отец был спасателем, и мальчишка практически жил у него на работе. Сразу после школы пошел работать в пожарную аварийно-спасательную часть в Вилейке, где прослужил несколько лет, а затем перевелся в Минск. Подразделение, где теперь служит Павел, обеспечивает безопасность жителей микрорайонов Малиновка и Юго-Запад — крупных, густонаселенных, с многоэтажными и многоподъездными жилыми домами. Без вызовов здесь обходится редкий день. 
Осиное гнездо, летучая мышь, залетевшая на балкон, — при всех этих инцидентах вызывают спасателей. Еще одно важное направление работы — ликвидация последствий ДТП. Малиновку опоясывает МКАД, где серьезные аварии не редкость. Если на пожары в жилье обычно отправляются автоцистерны, то на МКАД выезжает автомобиль быстрого реагирования. Запас воды и пенообразователя невелик, но имеются разные инструменты, в том числе гидравлические, которые позволят в считаные минуты освободить человека из искореженной машины. Есть, кстати, и электрогенераторы.
— На нашей территории живут четыре семьи, в которых дети подключены к аппаратам искусственной вентиляции легких. В случае отключения электроэнергии мы выезжаем на помощь, ставим генератор для бесперебойной подачи воздуха, — объясняет спасатель.

Помощь придет

Служба спасателей рискованная и нелегкая. Действительно ли человек привыкает ко всему? Павел Кавзович с этим согласен, но с одним исключением:


— Еще во время службы в Вилейке мы приехали на пожар в деревню километрах в 15 от города. Дом уже горел открытым пламенем, вокруг бегала и кричала женщина. Мы зашли, нашли двух трехлетних мальчиков-близнецов. Саша и Паша их звали, кажется. Они наглотались дыма. Сорок минут медики пытались вернуть их к жизни, но безрезультатно… — Павел несколько мгновений изучает потолок, прежде чем продолжить. — Нельзя привыкнуть к гибели детей! Это очень тяжело. Ложишься спать — и вновь прокручиваешь в голове ситуацию: может, мы что-то сделали не так? Может, нам не хватило каких-то 15 секунд для спасения?

Уже собираемся прощаться, как поступает вызов. В мгновение ока бойцы занимают места в автомобиле, а мы карабкаемся следом. К счастью, не произошло ничего трагичного: за помощью обратилась женщина, которая не может самостоятельно поднять упавшего с кровати тучного инвалида. Для троих крепких спасателей — дело секунды.



nevmer@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter