28 октября заслуженной артистке Беларуси Светлане Суховей исполняется 70 лет

«Когда окончила ВГИК, весила 49 килограммов: учеба выжала из меня все соки»

В фильмографии Светланы Суховей практически нет отрицательных ролей. Ее экранные героини располагают к себе, подкупают, очаровывают и становятся украшением любой картины. В жизни заслуженная артистка Беларуси абсолютно такая же. Мягкая, интеллигентная и очень‑очень скромная: уговорить Светлану Ивановну на интервью всегда непросто. Однако в преддверии красивой даты, поддавшись просьбам, она согласилась стать гостьей нашей рубрики. И сегодня вместе с артисткой мы вспоминаем самые неожиданные факты ее биографии, где не последнюю роль сыграли случай и судьба.

Итак, знали ли вы, что…

1…Светлана Суховей родилась в Мозыре и там же впервые сыграла в кино

— Детство у меня было замечательным. Я жила напротив детского сада на улице Комсомольской, в который и ходила. Однажды в наш город приехали снимать кино. Это была картина «Девочка ищет отца». Киношники пришли в садик и попросили на следующий день привести детей в старенькой одежде, которая бы соответствовала теме фильма и времени, в котором происходит действие. Но слово «кино» было насколько магическим, что практически всех дошколят родители нарядили в самое лучшее. А на мне, как сейчас помню, был такой старенький зеленый свитерочек, на котором даже петли поползли… И меня выбрали! Конечно, я играла не главную роль, снималась в массовке. Хотя тетя говорила: «Я тебя заметила!» Но в той толпе детей даже я сама себя разглядеть не смогла.

2…роль Дуняши в картине «Бабье царство» Светлана Суховей получила совершенно случайно, когда отказалась другая актриса

— Отец был военным, поэтому мы много переезжали. Сначала жили во Владимире, где я пошла в первый класс, затем перебрались в Серпухов. В 1967‑м история повторилась: в наш город опять приехали снимать кино. И вот в один из дней в класс зашли двое: директор Михаил Михайлович и ассистент режиссера, который искал девочек для массовых сцен. Увидев нас, сразу сказал: «Эти не подходят, нужны постарше». Мы начали просить: «Ну посмотрите нас, ну пожалуйста». Он снова: «Вы слишком маленькие». Мы не успокаивались, тогда он махнул рукой: «Хорошо, одну возьму». И не глядя показал на меня: я сидела на первой парте. Так я попала в картину «Бабье царство». По сюжету нас гнали на работы в нацистскую Германию. А у меня на лице все время была улыбка: я снимаюсь в кино! Это попало в кадр. И когда режиссер Алексей Салтыков отсматривал материал, в мой адрес были сказаны не самые лестные слова. Пленку тогда экономили, поэтому выстраивался каждый кадр. А здесь какая‑то девчонка своим счастливым выражением лица все портит... И как раз в это время с картины почему‑то ушла Ирина Азер — очень красивая советская актриса, она изначально играла Дуняшу. Позже мы учились параллельно во ВГИКе, но я постеснялась подойти к ней и спросить, что же там произошло. В общем, начали искать другую исполнительницу, и кто‑то вспомнил обо мне: «Помните ту девчонку, которую мы вырезали и не знали, что с ней делать?» Римма Маркова, которая сыграла в «Бабьем царстве» главную роль, позже говорила: «Светка, это я ткнула в тебя пальцем».

3…при этом будущая артистка мечтала стать математиком

— После «Бабьего царства» меня заметил Виктор Туров и пригласил в фильм «Сыновья уходят в бой» по роману Алеся Адамовича. Я поехала на пробы в Гомель. Меня одели, заплели косичку — позже эта проба вошла в картину. В то время во ВГИК как раз набирали белорусский курс. Туров подозвал меня: «Света, у тебя уже несколько картин, давай поступай. Дадим тебе характеристику». А я только‑только в 10‑й класс переходила... Но Виктор Тимофеевич настаивал: «Экстерном сдавай экзамены!» Но какой экстерн, какой ВГИК? Я же математикой хотела заниматься. Алгебра, геометрия — мне эти предметы нравились и очень легко давались. Моя подруга училась в Бауманке (Московский государственный технический университет имени Н. Баумана. — Прим. ред.), и я очень хотела туда же. Но опять вмешался случай.

4…поступала во ВГИК вместе с Родионом Нахапетовым

— На зимних каникулах говорю подружке: «Слушай, столько про этот ВГИК рассказывали, давай съездим посмотрим». Ну мы и поехали. Зашли на кафедру, спрашиваю: «Когда у вас следующий набор? Я хотела бы поступить». И узнаю, что уже не получится. Дело в том, что наборы тогда были целевые: сначала украинский, потом — белорусский, следующий — одной из среднеазиатских республик. Я, конечно, расстроилась. Рассказала свою ситуацию: мол, была же возможность поступить, но я ее упустила. На что моя собеседница вдруг говорит: «Попробуй подъехать попозже. Там одна девочка уходит с курса по семейным обстоятельствам. Будут делать добор». А дальше все было как во сне: в мае я уже сдала экзамен по мастерству за первый курс. Потом сдала экзамены в школе, затем вступительные во ВГИК и чуть позже экстерном сдала экзамены за первый курс института… Как я все это проделала, ума не приложу. Поступала, кстати, вместе с Родионом Нахапетовым, который сначала учился на актерском, а потом на режиссерском у Игоря Таланкина, моего мастера. Когда окончила ВГИК, весила 49 килограммов: учеба выжала из меня все соки.

5…в Минск Светлана Суховей поехала вслед за любовью…и чувством долга

— После окончания ВГИКа в 1973 году я переехала в Минск. Хотя предлагали остаться в Москве. В тот момент снималась в картине «Такие высокие горы» Юлии Солнцевой, и она пошла просить за меня к тогдашнему директору «Мосфильма» Николаю Сизову. Он вызвал меня к себе: «Светлана, у вас же родители здесь. Оставайтесь, возьмем вас в штат «Мосфильма». Но я не могла. Это был целевой набор для «Беларусьфильма», к тому же у меня любовь случилась…

6…в 1983 году портрет Светланы Суховей написал Николай Селещук

— Как‑то я участвовала в одном из съездов комсомола в Москве. И художникам дали заказ написать делегатов этого съезда. Меня выбрал Коля Селещук. Причем писал с фотографии. Я спросила у него чуть позже: «Почему?» На это он ответил, что хорошо меня знает. Так получился портрет, на котором я решительно выхожу из пленки… Сначала мне показалось, что не очень на себя похожа. Но Коля сказал: «Ты будешь такая чуть позже». И кажется, он был прав: сейчас на этом портрете я похожа на себя нынешнюю.

7…снималась в одном из фильмов с Гойко Митичем, самым известным «индейцем» Советского Союза

— В конце 1970‑х киностудия DEFA из ГДР приехала в Минск снимать фильм под названием Ich will euch sehen («Я хочу вас увидеть»), и меня утвердили на одну из ролей. В главной роли снимался Вальтер Плате, а также актеры из России, Грузии, Украины, в том числе Женя Жариков и Гойко Митич. Чуть позже он возил нас к своей возлюбленной Ренате Блюме, когда мы были в Германии… Каким мне запомнился Гойко? Очень общительным, с ним всегда было легко. Но идти с ним по улице, конечно, было решительно невозможно: его узнавали все подростки ГДР. Еще помню такой случай. Как‑то во время минских съемок мы пошли в Дом кино (он тогда размещался в здании костела св. Симеона и Елены) смотреть «Полет над гнездом кукушки». И вышли совершенно обалдевшими, такое сильное впечатление произвел на нас фильм.

В прошлом году через Театр‑студию киноактера меня разыскал сын режиссера Яноша Вейчи и захотел поговорить. Он приехал в Минск, мы встретились. Я привезла немецкие журналы (во время съемок картины Ich will euch sehen нас много снимали) и рассказала все, что помнила. Он был очень тронут. Сказал, что эти воспоминания ему крайне важны. Не знаю, может, он пишет книгу...

8…у артистки двое внуков — Борислав и Варвара

— Я родила дочь в 32 года. И она почти в том же возрасте подарила мне первого внука. Борислав родился в день открытия сочинской Олимпиады — 7 февраля 2014 года. Я в тот день находилась в Национальной библиотеке на коллегии Министерства культуры, а вечером была приглашена в российское посольство, где отмечался День дипломатического работника. Параллельно дома шел ремонт. И когда родился внук, я пошутила: «Будет или работник культуры, или спортсмен, или дипломат, или прораб». Еще через два года в семье появилась Варвара. Зная мою активность, к процессу воспитания внуков меня не сильно подпускают. Поэтому бабушка я приходящая, несмотря на то что живем все вместе в одной квартире.

Конечно, и Борислав, и Варвара знают, что бабушка и дедушка актеры (Анатолий Терпицкий — заслуженный артист Беларуси. — Прим. ред.). Если по телевизору идут фильмы с нашим участием, могут посмотреть, хотя я никогда не настаиваю.

Уже 33 года Светлана Суховей возглавляет Белорусскую гильдию актеров кино. Была депутатом Палаты представителей Национального собрания четвертого созыва, заместителем председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно‑техническому прогрессу.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter