Белорусская свистулька отличается разнообразием образов, порой довольно фантастических

Когда глина поет

В последние несколько лет Государственный список историко-культурных ценностей пополнили сразу две номинации, посвященные белорусским свистулькам. В 2020 году — «Традиционные образы глиняных народных игрушек Оршанского Поднепровья и Витебского Подвинья и технология их изготовления», а в 2023-м — «Традиционные образы и технология изготовления глиняных народных игрушек-свистулек Могилевского Поднепровья».


Изготовление различных вещей из такого «подножного» материала, как глина, было распространено в Беларуси издавна. Из нее лепили горшки и прочую посуду, делали великолепные изразцы и керамическую плитку, которыми украшались не только княжеские палаты, но и дома зажиточных горожан начиная с XI века. В конце XVIII столетия появились крупные гончарные мастерские и целые фабрики. Вплоть до начала XX века белорусская «кафля» поставлялась даже в Москву и Санкт-Петербург. Использовали глину и в более простом варианте — для изготовления окарин (духовой музыкальный инструмент, род свистковой сосудо­образной флейты), а также игрушек-свистулек.

В древности свистульки были ритуальными предметами, использовавшимися в различных языческих обрядах. Но с приходом христианства они утратили сакральный смысл и стали тем, чем мы привыкли воспринимать их сейчас, — детскими игрушками. Хотя в некоторых местностях подаренная ребенку свистулька могла нести в себе еще и функцию оберега. О большой популярности свистулек в народе свидетельствует и тот факт, что множество их в разбитом или почти целом виде находят археологи на месте древних поселений. Некоторые артефакты, найденные на раскопках в Витебске и Полоцке, датируются XII веком.

Естественно, Беларусь — не единственная страна в мире, где распространены свистульки. Есть они и у наших ближайших соседей. Однако в каждой стране эти игрушки имеют свои отличительные особенности. Например, от русских наши традиционные свистульки отличаются меньшей проработанностью деталей, они более архаичны — внешне напоминают старинные изделия. Фигурки людей и животных стилизованы, росписей на них практически нет. Объясняется это тем, что свистульки делали гончары, так сказать, параллельно с основной работой. При этом такую мелочь специально не декорировали. Если в каком-то регионе традиционным было чернение (дымление) керамики, то и свистульки «коптились» вместе с крынками. Если поливная — покрывались глазурью и так далее.

Просто фантастика!

Незамысловатая форма и кажущаяся простота «дуделок» обманчивы. Глину нужно правильно подготовить: высушить, перебрать, замочить, процедить и так далее. Конечно, свистульки — не скрипки Страдивари, но их голос тоже зависит от качества материала и мастерства создателя. Изделия, которые выходят из рук искусных мастеров (а их и в современной Беларуси немало), имитируют пение птиц и звуки, которые издают звери: медведи звучат низко и глухо, как будто рычат, утки очень правдоподобно крякают, а соловьи выводят трели.

Отличается белорусская свистулька и разнообразием образов, порой довольно фантастических. Например, «Кричевский конек» — диковинное существо с головой лошади и туловищем утки, но без лапок. Эта свистулька стала брендом районного центра и дала имя местному фестивалю народного творчества.

А глиняные свистульки Витебщины включают около десятка образов, сохранившихся с давних времен. Среди них лошадки, жаворонки, барашки, поросята и даже павлин. Не менее интересны и другие малые глиняные музыкальные инструменты (назовем их так) разных областей Беларуси.

bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter