Книжный навигатор

Марыя Вайцяшонак.
Марыя Вайцяшонак. Кола. Мiнск, Про Хрысто, 2004.

"Кола", колесо, круг - символ завершенности, совершенства, самого мироздания... "Кола" Марии Войтешонок - это и есть мир, созданный ею, охраняемый и спасаемый ее любовью... Ступив внутрь "Кола", читатель не может выйти неизмененным, не приобщиться к вере в красоту каждого растения и каждой души, не заразившись желанием иметь Дом - святыню, очаг, остров спасения, где можно говорить с каждой вещью и с ангелами... Каждый рассказ - как "замова", молитва над истинными ценностями: не уходите! И, пожалуй, сегодня в нашей литературе никто так пронзительно, так достоверно не пишет о стариках. "Хацелася аберуч перанесцi свае гняздо да маладога саду, але хiба есць такая зямля, дзе старыя людзi не памiраюць?"

Читатель приглашается и в дом самой писательницы: на фотографиях, которыми оформлен сборник, - ее дом в деревне Ислочь... Остров цветов... Мечта о доме, которого писательница, дочь ссыльного польского осадника, была лишена в детстве.

Проза М.Войтешонок - необыкновенно густая, плотная: метафоры, сравнения, аллюзии... Для гурманов. По мировосприятию же для меня она сходна с прозой Брэдбери. С годами острота ощущений притупляется, а такие тексты обладают способностью "затачивать" их, очищать от налета суетливой городской жизни. Чтобы вновь, как в детстве, почувствовать вкус молока и хлеба, аромат вина из одуванчиков и шероховатость домотканой постилки...

Дж.М.Кутзее. Бесчестье. Осень в Петербурге. Романы. Санкт-Петербург, Амфора, 2004.

"...Он в бесчисленных вариациях показывает неожиданную сопричастность постороннего..." Таким образом нобелевский комитет обосновывал свое решение о присуждении премии гражданину ЮАР Джозефу Кутзее. Впрочем, вряд ли даже сам писатель разобрался в вышеприведенной формулировке. Да и пытался ли? Он - единственный литератор, дважды удостоенный Букеровской премии, но ни на одно вручение не явился. Подобное пренебрежение к почестям вкупе с душевным самокопанием было свойственно русским писателям XIX века... Которых, Ф.Достоевского в особенности, Кутзее почитает и которым в меру своего южноафриканского бурского менталитета подражает... Раскольников убивает старушку. Пожилой профессор из Кейптауна соблазняет студентку. За этим следует, как и положено, долгий мучительный путь к покаянию, да чтобы лбом о землю, от гордыни - к смирению... В случае с профессором - и за то, что соблазнил, и за то, что оставил собственную семью, и за то, что белый... И все - на фоне философско-психологических изысканий. Это о романе "Бесчестье". А вот "Осень в Петербурге" - литературное жертвоприношение Достоевскому. Он тут даже главный герой. Федор Михайлович приезжает в Петербург, узнав о самоубийстве пасынка Павла. Кто на самом деле виноват - полиция? Террорист Нечаев? Или... сам отчим, недодавший юноше любви и понимания?.. Любителей психологической прозы ожидает интересное чтиво.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином "Светоч", Минск, пр-т Машерова, 11.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter