Белорусский колорит помогает Белыничскому райпо оставаться в выигрыше
ТЕ, кто когда-нибудь пробовал выпечку белыничских кооператоров, не дадут соврать: вкуснее просто не бывает. Неудивительно, что их батоны и булки не залеживаются не только на прилавках магазинов райцентра и окрестных сел, но и Могилева.
ДА и официально отмечены многими престижными наградами. Только в этом году с республиканской выставки «Хлебное и кондитерское дело» местные хлебопеки привезли сразу три медали. «Золото» завоевали сухари «Вечерние», пирог с корицей — «серебро», а его «собрат», пирог с повидлом, — «бронзу».
Сегодня предприятие по праву считается одним из лучших в системе Белкоопсоюза.
— Секрет прост: надо любить своего покупателя и знать, в чем он нуждается, — говорит председатель правления Белыничского райпо Тамара Адамович.
Надо же ему, как показывает практика, многое. В первую очередь — удобные, комфортные магазины, где можно купить все необходимое. В самих Белыничах примером современной торговли стали универсамы «Ласточка» и «Родны кут». Здесь не просто представлен широкий ассортимент товаров, но и продуман дизайн. В зале играет негромкая музыка, работают кондиционеры.
— Конкуренты не спят, потому нужно быть на шаг впереди соперника, — считает Тамара Григорьевна.
Основная зона обслуживания потребкооперации — сельская территория. Если в агрогородках частник еще пытается перетянуть внимание покупателя, то неперспективные деревни напрочь лишены его внимания: на пенсионерах разве заработаешь? Тогда как автолавки райпо доезжают до ста с лишним таких сел. При этом мобильные магазины оснащены даже холодильниками, позволяющими продавать свежезамороженную рыбу или колбасы в лучшем виде. Мороженое у пожилых людей тоже нарасхват, потому в ассортименте выездной торговли всегда несколько сортов этого лакомства.
ВЗАИМОВЫГОДНЫМ для обеих сторон оказалось и сотрудничество в заготовке овощей, фруктов, грибов и ягод.
— Мы все это перерабатываем сами или, по договоренности, на других предприятиях области. А затем пускаем в продажу. Наши соленые грузди и маринованные лисички на прошедших «Дажынках» в Горках раскупали моментально. А свежую клюкву распродали сразу, как только открыли лотки: 300 килограммов ушло, что называется, с лету! Потом несколько раз подвозили ягоду, за ней тут же выстраивалась очередь. Гости фестиваля оценили и качество, и невысокую цену: 14 300 рублей за килограмм.
В нынешнем грибном году белыничские кооператоры заготовили более 2 с половиной тонн грибов, свыше тысячи тонн яблок. Закупают у сельчан картофель, огурцы, помидоры.
— К слову, мы помогаем крестьянам и картофель копать, — рассказала председатель правления. — Для этого даже собственную технику приобрели. Спросом пользуются и другие наши услуги — в частности, парикмахерских, по размолу зерна.
БЛАГОДАРЯ разнообразию заготовок предприятие имеет возможность расширять и обновлять ассортимент блюд в своих кафе и ресторанах. Белыничское райпо за основу берет белорусский колорит и в итоге оказывается в выигрыше. Во всяком случае, драники, мачанка, свиные рульки или домашние колбасы в радушной «Бабулiнай хатцы» на Республиканском фестивале-ярмарке «Дажынкі-2012 » в Горках у посетителей были в большом почете. Между прочим, все мясные деликатесы тоже сделаны из закупленного у сельчан сырья.
— Белыничское райпо делает упор на многопрофильное развитие, — отметила Тамара Адамович. — Что скрывать: работа с населением требует времени и определенных затрат. Но при умелой организации процесса она дает положительные результаты. Для нас ценен любой партнер и покупатель — хоть в областном центре, хоть в сельской глубинке. И мы рады, что за долгие годы такого сотрудничества заслужили их доверие.
Светлана МАРКОВА, Павел ЧУЙКО (фото), специальные корреспонденты «БН»