Календарь и традиции

«Ключы ад лета ў шэрай галачкi...»

Предстоящая неделя открывается большим православным праздником Рождества Пресвятой Богородицы. В белорусском народном календаре день получил еще одно название — «Багач». Связано оно с завершением сельскохозяйственных трудов и окончанием сбора урожая, когда «на полi скiрды шырока стаяць — як князi, падняўшы галовы». Хороший хозяин старался к этому времени привести в порядок и весь рабочий инвентарь, различные хозяйственные приспособления. Большинство работ уже перекочевывало с полей в гумна и на мельницы. Праздник отмечался накануне дня осеннего равноденствия, и крестьяне как бы подытоживали «плён» своих трудов, благодаря землю и ниву за щедрость. На западных территориях из муки нового урожая выпекали огромный каравай и называли праздник «Гаспажой багатай».


Поскольку «Багач» — торжество «гаспадарчага багацця», для демонстрации этого самого «багацця» прибавлялось еще и мясо: каждый успешный хозяин обязательно «ахвяраваў малую жывёлiну» — барашка, поросенка или теленка. Жадничать нельзя было: того, кто «пашкадуе», постигнет наказание — «сэкономленного» «парсючка» или теленка потом обязательно утащит волк.

Сохранились описания праздника «Багач». Конкретно «багачом» назывался лубок с зерном нового урожая, собранным в каждой хате по горстке, — как символ единства общины. В лубок вставлялась свеча, воск для которой тоже собирала вся деревня. По окончании обряда ладилась «агульная вячэра».

Итак, в дом самого старательного и трудолюбивого хозяина приглашали священника, который зажигал большую общую свечу и проводил молебен «за новы ўраджай i Божую шчодрасць да людзей». После лубок с зерном переносили на другое подворье, где снова молились Богу. Таким образом обходили все дворы, а затем обносили лубком со свечой стадо домашних животных, которых пастухи специально подгоняли поближе к деревне. Кстати, внимательно наблюдали за поведением животных: если они рвались на поле, старались побыть подольше на вольном выпасе, — значит, следует ожидать скорых заморозков–зазимков.

По завершении обряда лубок окончательно несли в какой–либо дом, где оставляли до следующего «Багача». И каждый год он переходил к новому «гаспадару». Во время проведения обряда каждый хозяин выносил и ставил во дворе свой собственный лубок с зерном, которое после молебна передавалось «на карысць царквы». В этом обряде, как нигде, подчеркивался момент коллективности. «Багач» должен был приносить благополучие всей общине, но особенно, конечно, тому, у кого находился в доме.

24 сентября — день преподобной Феодоры (Федоры), и, как говорили у нас, «... на Тадору ўсякае лета канчаецца».

27 сентября в православных храмах отмечается Воздвижение Креста Господня. Кроме канонической религиозной, в народе бытовала и своя трактовка этого праздника — снова–таки связанная со сбором урожая, который, образно говоря, «поднят» с земли с божьей помощью. Считалось, этот день замыкает на зиму землю и вообще всякое тепло, а ключи от «замков» забирают улетающие в теплые края птицы: «ключы ад лета ў шэрай галачкi, якая панесла iх у вырай». Верили, что души предков также покидают землю на время холодов и, как птицы, улетают в далекий «вырай–рай».

Еще одно необычное явление, характерное для Воздвижения: по поверьям, в этот день все змеи и ужи в последний раз перед зимой греются на солнце. Потому в лес ходить люди боялись, даже опасались стоять в саду: говорили, змеи заползают на ветки деревьев, чтобы полакомиться яблоками. А на Полесье начинался массовый сбор клюквы–«журавiн». Везде шумели богатые «кiрмашы». На вырученные от продажи осенних даров деньги родители покупали дочерям «стужкi, пацеркi, завушнiчкi i пярсцёнкi», ведь не за горами пора осенних свадеб.

Советская Белоруссия № 179 (24809). Пятница, 18 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter