Ключ знаний

Зачем человеку несколько высших образований. Мне непонятно... Колонка Татьяны Сулимовой

Зачем человеку несколько высших образований. Мне непонятно...


В тот самый миг, когда я сама получила университетский диплом, честно говоря, выдохнула с облегчением, и не было у меня в голове никогда большей ясности, чем по этому вопросу: учиться в заведениях я больше не буду никогда! И дело совсем не в качестве обучения. Дело во мне.


Внутри каждого человека есть две важные вещи: формула и карта памяти. У одних вся сила в понимании основных жизненных секретов и принципов. Благодаря этой формуле они любые внешние данные вводят и получают ответ на всякий поставленный вопрос. У других же голова способна вместить такое колоссальное количество информации, что просто диву даешься. Третьи счастливцы варьируют в области золотой середины, а четвертые — просто баловни судьбы по количеству отмерянного им Богом таланта или оставленного отцами и дедами капитала. Но таких, если верить Forbes, немного. В основном здесь живем более–менее выдающиеся мы. Например, одна моя приятельница Оля получила от меня прозвище «Один миллион бесполезных фактов из истории человечества». И в то время как Ольга взахлеб рассказывала о нравах римлян и любви к Карлу Марксу, я все еще не могла понять, зачем на пороге XXI века нужно сдавать экзамен по всей этой чуши плюс латынь. Хоть и говорили нам в лицее, что знания сильное могут произвести на людей впечатление. Например, когда девушка на вопрос: «Чем занимаешься?» может ответить: In angello cum libello. Мол, сижу дома, в уютном уголке с книжицей. Почитываю... Действительно, в семнадцать лет будущее казалось настолько прекрасным и неопределенным, что даже верилось: может найтись такой человек с большими способностями, позволяющими поинтересоваться в ответ: «О чем? In brevi...» Но поиск ЧЕЛОВЕКА, конечно, не единственное предназначение девушки, потому что очень хотелось, особенно по молодости, открыть дверь в другой мир. Проявить себя в общественной и культурной деятельности, науке, бизнесе, а ради этого стоило штудировать тома и посещать университеты. Вот Оля так решила — наука. Лена решила — бизнес. Катя — карьера топ–менеджера. Я выбрала искусство. Все, кроме меня, окончили несколько университетов. И прекрасно владеют терминами, но чем их больше — тем меньше жизни. А в мировых новостях и Forbes ни о ком из нас ни слова...


Хотя почему я только о дамах говорю? И вообще, не обязательно уже сразу метить в списки Forbes, есть и другие достойные рубежи. Все приличные бизнесмены сейчас тоже сочли уместным поучиться на MBА. Причем денежки они заработали задолго до этого, всякими разными далекими от правильного ведения бизнеса способами, а ныне... когда финансы поют романсы, решили наконец понять, что к чему в этом мире бизнеса. Ну что к чему, правильно сказала моя приятельница — индивидуальный предприниматель, родившая очередную симпатичную кроху: «Деньги к деньгам, дети к детям». И пошла жить дальше своим умом. Золотые слова! А еще одна знакомая — по призванию парикмахер. Отличный парикмахер! Но что–то ее внутри все точило, был какой–то комплекс вины перед собой из–за нехватки диплома вуза. И вот пошла она учиться в университет, и уже без пяти минут экономист с замечательным табелем отметок. На одном из экзаменов педагог спрашивает у Тани: «Кем работаете?» Она ему взахлеб о своей профессии, без которой жизни не мыслит... Педагог недоумевает, значит, зачем ей в течение шести лет нужно было так мучаться, сдавать сессии, не спать ночами? «Ну, — отвечает Танюша, — так...»


Ученье — свет. Это правда. Вот был у Буратино ключ знаний, и он открыл–таки дверцу в новый, такой желанный для всех нас мир. И своим примером до сих пор поддерживает в людях иллюзию, что дополнительная порция знаний может вдруг сотворить чудо и помочь маленькому человеку с его маленьким портфелем и скромной зарплатой попасть в другое измерение Больших вещей.


И в основной своей массе есть, конечно, люди, которые учатся, учатся да и научатся чему–нибудь толковому, что поможет им жить лучше или по крайней мере разобраться в себе. А с другой стороны, сейчас у меня есть целая армия знакомых молодых людей, которые научились хорошо и весело учиться, получать гранты и стипендии, ездить на семинары.


И пусть всякий не расстраивается, потому что хоть Плиний и заявил безапелляционно: Et gaudium et solatium in litteris, мол, и радость, и утешение в науках, но люди не все свои надежды, к счастью, на них возлагают. Они взяли и все–таки открыли в этом мире для себя еще кое–какие радости.


И живут. По науке и без всякого учения. К чему кто склонен более.


Вот и весь принцип.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter