Клетка от счета

Можно ли эффективнее лечить рак молочной железы?..

Можно ли эффективнее лечить рак молочной железы? Как обнаружить его в зачаточном состоянии? Такие вопросы волнуют не только врачей, ведь, к сожалению, в онкологическом «рейтинге» этот вид рака многие годы — среди бесспорных лидеров. Уникальные разработки ученых Института биофизики и клеточной инженерии НАН Беларуси позволят в ближайшее время приблизиться к решению обоих вопросов.


Увидеть невидимое


Каждому известно: чем раньше обнаружен рак, тем успешнее лечение. Применяемые сегодня методы, такие как УЗИ и маммография, способны выявить заболевание, когда его уже можно увидеть вооруженным глазом. Диагностика же на начальной стадии — загвоздка. «За рубежом дополнительно проводят анализ на онкомаркеры — специфические белки, которые опухоль вырабатывает и выделяет в кровь. У нас этот метод не нашел широкого применения, поскольку до сих пор не охарактеризован ни один опухолевый маркер, обладающий достаточной чувствительностью и 100–процентной специфичностью по отношению к какому–либо конкретному органу. Исключение составляет лишь рак простаты, — говорит кандидат биологических наук Людмила Дубовская, директор Института биофизики и клеточной инженерии НАН Беларуси. — Иными словами, метод покажет, есть ли в организме злокачественное новообразование, но вот его локализацию установить будет сложно».


Неудивительно, что ученые всего мира ищут, как биохимическими методами, без вмешательства в организм, эффективно распознавать самую раннюю стадию рака. Наиболее простой и доступный способ — взять кровь, выделить плазму или сыворотку и на основе их анализа судить о том, что происходит, в частности, развивается ли рак молочной железы. Наши ученые считают многообещающим метод протеомный, то есть исследование белкового состава (протеома). По словам Людмилы Дубовской, протеомика изучает практически весь состав образца, и в результате для каждого больного можно получить нечто наподобие карты, на которой виден каждый белок. Исследователи провели скрининг таких карт у здоровых и больных и обнаружили значительные отличия: у пациентов с раком молочной железы в плазме крови обнаружено 5 новых белков и еще в 5 белках, присутствующих в норме, есть изменения. То есть речь не об одном конкретном маркере, а о целой группе белков, которые являются характерными для того или иного заболевания! В результате инновационный метод диагностики позволяет обнаружить рак молочной железы за несколько месяцев до того момента, когда его способен был бы различить, к примеру, маммограф. Ведь даже самая мелкая опухоль выделяет в кровь белки.


«Вообще, протеомная диагностика — диагностика будущего, — уверена Людмила Дубовская. — В 2001 году была создана международная организация HUPO, а в 2008–м по ее инициативе начался проект «Протеом человека». Сейчас ставится вопрос о том, чтобы создать международные согласованные протеомные карты для каждого заболевания. Для этого нужно, чтобы ученые нескольких стран получили свои результаты, их сверили, статистически обработали и разместили в базе данных. Для некоторых заболеваний, например кардиологических, такие карты уже существуют, но для рака молочной железы — пока нет. Мы в это дело вносим свой вклад».


Ноу–хау создается в сотрудничестве со спецполиклиникой ОАО «Беларуськалий» и отделением онкохирургии № 1 Минского клинического онкологического диспансера. Сегодня закончена фундаментальная часть. На очереди — широкие клинические исследования. В следующем году планируется получить патент, сертифицировать и ввести метод в практику. Тогда теоретически каждый желающий сможет взять в поликлинике направление на такую диагностику. Провести ее в лаборатории будет не сложнее, чем ПЦР–анализ, который сейчас уже вовсю используется для распознавания бактериальных и вирусных инфекций. Но, возможно, ее будет проводить и сам Институт биофизики и клеточной инженерии по заявкам.


Для всех и для каждого


Что примечательно, в том же институте и применительно к той же проблеме появилось еще одно ноу–хау — в лаборатории биофизики и инженерии клетки. Предыстория такова. Любой рак, в том числе молочной железы, лечится по специальным протоколам, утвержденным Минздравом. «Но у пациенток наблюдаются совершенно разные эффекты. У одних хорошо подавляется рост опухоли, у других отмечается нечувствительность к препаратам, а в редких случаях происходит даже стимуляция роста злокачественных клеток, — объясняет суть вопроса заведующая лабораторией, кандидат химических наук Мария Мартынова. — Пока механизмы этого явления точно не известны, но ясно: необходимо лекарство подбирать для каждого пациента. Наша разработка позволяет определить индивидуальную чувствительность клеток рака молочной железы к химиопрепаратам и выбрать оптимальную схему лечения». Эту работу ученые ведут совместно с коллективом профессора Леонида Путырского из РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова. Там, как планируется, эта методика и будет в скором времени внедряться.


На практике это выглядит так. Сначала получают образцы опухоли, выделяют клетки и культивируют их in vitro — во флаконах. Затем растят их в питательной среде, при 37 градусах, в условиях инкубатора в течение 48 часов — контрольный вариант и с разными цитостатиками, препаратами, сдерживающими рост клеток. Спустя двое суток результат анализируется, измеряются биохимические параметры, активность ферментов. «И оказалось, что таким образом в течение буквально трех суток можно определить, какие лекарства наиболее подходят каждой конкретной пациентке, — подчеркивает Мария Мартынова. — Кроме того, скорость роста клеток в культуре дает представление об агрессивности опухоли».


Наблюдения в течение нескольких лет показали: по новой методике можно в 80 (!) процентах случаев подобрать подходящие препараты и практически гарантированно предостеречь от использования неэффективных. Любой онколог знает, как это важно, ведь все противоопухолевые — очень ядовитые соединения, которые действуют, подобно «ковровой бомбардировке», — и на плохие клетки, и на здоровые. Можно уменьшить опухоль, но «посадить» сердце, печень, почки...


«В Беларуси подобная методика никогда еще не разрабатывалась, здесь очень много тонкостей и нюансов, нужны стерильность, специальное оборудование, квалифицированный персонал, — замечает ответственный исполнитель темы Наталья Шуканова, старший научный сотрудник, кандидат биологических наук. — Впрочем, и в мире, по большому счету, никто такого не делал. Да, похожие разработки велись, например, в Китае. Но там оценивались другие параметры. Наша же изюминка в том, что мы используем более современные методы и в итоге получаем лучший результат».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter