Кислые щи

О ситуации с общепитом в райцентрах

К столовой агрогородка Родня Климовичского района я подошла в обеденное время: стрелки часов показывали ровно 13.00. Однако вид у здания был явно «нежилой»: заколоченные двери, потемневшие стены...


— Вы в столовую? Так она уже лет 20 закрыта! — «обрадовала» проходившая мимо сельчанка. — Есть другая, на окраине деревни, только вряд ли и там пообедаете.


Пищеблок я отыскала на территории мехмастерских экспериментальной базы «Роднянская». На двери — замок. Правда, повара Тамару Моржакову удалось найти быстро. Она открыла дверь, провела по безлюдному обеденному залу и кухне. Оказалось, что столовая работает только с апреля по ноябрь: кормит механизаторов, а чужих за наличный расчет вообще не обслуживает.


Странно. Вроде и населенный пункт немалый: 491 двор, 768 жителей. Наверняка командированные — проверяющие, специалисты, строители — сюда наведываются. И что им — ездить обедать в райцентр за 17 километров?


Оказывается, не совсем так. Если в теплый сезон гость известит о своем приезде заранее, в столовой его все же накормят. Правда, сначала отправят за километр в бухгалтерию сельхозпредприятия платить за питание: на месте денег не берут. Затем с чеком можно возвращаться назад и — «пожалуйте к столу».


Если же приезжий свалится как снег на голову — пусть забудет об обеде: все блюда готовятся строго на определенное число работников. Ни одной лишней порции.


Руководство сельскохозяйственного предприятия понять можно. Специально открыли столовую, чтобы кормить своих людей. Денег с механизаторов за питание не берут. Себестоимость обедов всего 2.500 — 3.000 рублей. Многие бы хотели поесть за такие деньги, но для хозяйства это накладно.


Тогда где пообедать приезжему?


— Есть бутербродная в двух шагах от старой столовой, — назвал еще один адрес Василий Саламатин, председатель Родненского сельисполкома.


В ассортименте бутербродной — горячие чай и кофе. Пиццу, блинчики, пирожки, чебуреки, шницель или котлету подогреют в СВЧ–печи. Предложат свежие булочки, печенье, готовые салаты в контейнерах. Не полноценный обед, конечно, но перекусить можно.


К моему приходу здесь было полно посетителей. Местные пенсионерки, встретившиеся у магазина, обменивались новостями за чаем. Три Татьяны — Королева, Леонова и Михайлова — рассказали, что заходят сюда часто — пообщаться и полакомиться пирожными.


— По вечерам еще больше клиентов, — откровенничает буфетчица Евгения Судиловская. — Заезжают водители с трассы, собираются местные. У нас ведь и за рюмкой можно посидеть: продаем спиртное на разлив.


Выручка бутербродной — около 10 миллионов рублей в месяц.


Со дня на день заведение, которое теперь открывается в 13.00, переведут на летнее расписание — с 16.00 до 23.00. И до поздней осени пообедать приезжим станет совсем негде. Три продовольственных магазина, о которых упомянул председатель сельисполкома, — не выход. Думаю, немногие решатся жевать колбасу и батон на лавочке на глазах у прохожих.


...В агрогородке Макеевичи, который от райцентра отделяют 52 километра, ситуация с общепитом еще хуже. Столовая точно так же работает 7 месяцев в году исключительно для своих. А бутербродная открывается в 16.00. В день моего приезда в ней и вовсе был сандень. Правда, буфетчица Наталья Балахонова специально для корреспондента «СБ» открыла торговую точку. Ассортимент оказался беднее, чем в Родне. Но заморить червячка в обед, если бы не график работы, можно. Чай, кофе, колбаса, крабовые палочки, соки, «заводские» салаты... СВЧ–печь сломалась еще прошлым летом...


— Где у нас пообедать? — задумалась директор ОАО «Макеевичи» Мария Глушакова. — Да, пожалуй, негде. Местные жители обедают дома, а для одного–двух командированных готовить нет смысла.


По ее мнению, бутербродную, конечно, можно бы открывать и пораньше, да и печь давно пора починить. Но за торговую точку руководитель хозяйства не в ответе, ее собственник — райпо.


— Открывать в агрогородках столовые нерентабельно, — уверена заместитель председателя Климовичского райисполкома Елена Дивакова. — Приготовит повар блюда, а обедать никто не придет. Не каждый ведь день там бывают гости.


С другой стороны, выход найти наверняка можно. К примеру, создать один «коммерческий» столик в каждой рабочей столовой. Да и пересмотреть график работы бутербродных никто не мешает. Но это, так сказать, мое дилетантское мнение. А что думают по этому поводу в райпо?


— На селе и двадцать лет назад столовые работали с убытками, но денег в советское время никто не считал, потому и экономика развалилась, — делится своим мнением председатель правления Климовичского райпо Татьяна Носарева. — Бутербродные — пункты быстрого питания, готовить в них полноценные обеды не позволяют санитарные нормы. Чтобы переоборудовать бутербродные в столовые, потребуются дополнительные помещения: кухни, моечные, душевые. А еще — вода, канализация, специально подготовленные повара. Реконструкция потянет не меньше чем на 100 миллионов рублей в каждом агрогородке. Но деньги эти никогда не окупятся за счет нескольких командированных в месяц. Возрождать столовые в деревнях можно будет, когда сами сельчане пойдут в них обедать. Пока такой тенденции не наблюдается.


Компетентно


Инна Сабирова, и.о. начальника отдела общественного питания Могилевского облпотребсоюза:


— Мы рады каждому клиенту, но в сельских бутербродных недостаточен товарооборот, чтобы взять второго человека, а один буфетчик от зари до темна работать не может. Если агрогородок строится, в нем много приезжих — проектировщики, каменщики, плотники, подстраиваем график работы под них. Там же, где командированные бывают редко, к сожалению, что–то изменить непросто. Молодежь в основном ходит в бутербродные по вечерам. Но после того как в общественных местах запретили пить пиво, есть надежда, что посетителей у нас заметно прибавится. Вот и подумаем тогда о расширении штата.

 

«Есть вопрос»


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter