О старых военных фильмах

Кино, которое невозможно забыть

Только 9 Мая можно было пересмотреть такое количество фильмов о войне
Только 9 Мая можно было пересмотреть такое количество фильмов о войне. Тех, которые видены–перевидены, знакомы до каждого кадра, до мельчайших деталей. Однако именно в этот день их смотришь будто заново. Зная все сюжетные повороты, что, чем, когда и как закончится, — все равно сопереживаешь, волнуешься «со слезами на глазах». Какая магия была и есть в том старом военном кино, которая и сейчас приковывает к экрану, заставляет вновь верить в невероятное, обливаться слезами и надеяться на то, что все будет хорошо? Как только краем глаза замечаешь хоть один кадр из «Летят журавли», усаживаешься и смотришь до конца. Зная все эпизоды, включая неотвратимый трагический финал, не можешь оторваться, веря, что Борис останется жив, что Вероника обязательно встретит его на том перроне, куда прибывали победные поезда с фронтовиками. Как каждый раз веришь, что отец солдата из одноименного фильма не только дойдет до Берлина, но и обязательно встретится со своим сыном, обязательно живым и невредимым. И Лиза Бричкина тоже не должна утонуть в болоте, как, впрочем, и остальные девушки из «А зори здесь тихие...» должны выжить.


Сколько таких фильмов, которые, несмотря на время, по–прежнему вызывают не только интерес, но и искреннюю, почти детскую веру в то, что смерти нет, что наши будут живы и обязательно победят! Старое военное советское кино как–то по–особенному ложится на душу. Частью того кино, к которому по праву можно поставить эпитет «великое», было и белорусское. Именно военная тема сделала «Беларусьфильм» известной студией, а кино — не просто «производственной единицей» или «проектом», а настоящим искусством. Можно было бы добавить «мировым», поскольку многие белорусские фильмы о войне были премированы на крупных международных фестивалях, а фильм Виктора Турова «Через кладбище» по решению ЮНЕСКО вошел в список 100 лучших фильмов мира. Ироничная кличка «Партизанфильм» больше говорила о приоритете именно военной темы в нашем кино. У нас действительно были те фильмы, которые сейчас представляются каким–то исполинским явлением. По той внутренней силе и правде, которая и сегодня чувствуется в каждом кадре. Невозможно забыть жар окопов и жажду умирающих солдат в «Третьей ракете», лирический драматизм «Я родом из детства», трагическую безысходность «Знака беды», предельную, на грани испепеляющего отчаяния правду «Иди и смотри». Точно так же у нынешних молодых зрителей, как и много лет назад у их сверстников, наворачиваются слезы на глаза, когда с последним кадром «Венка сонетов» обрывается жизнь юного паренька Артема Перегудова, вопреки всем обстоятельствам убежавшего на фронт. У нас было такое явление, как «детское военное кино», чем могли бы похвастаться далеко не все киностудии мира.

Многое есть в нашей киноистории, что волнует и сегодня, вызывая чувство гордости. Эта история не дает угаснуть едва теплящейся надежде на возрождение национального кино. В юбилейный год почти в каждой стране созданы свои фильмы о войне. В современном белорусском кино ничего нового о войне не сказано. Жаль. Это та тема, которая именно сегодня должна была бы стать делом чести и долга.

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия № 89 (24719). Четверг, 14 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter