Во всех кинотеатрах страны прошла национальная премьера картины «На другом берегу» киностудии «Беларусьфильм»

Кино и хабзайцы

Премьеру фильма «На другом берегу» мы с товарищем смотрели в минском кинотеатре «Ракета», сидя в самой, можно сказать, гуще народа. Ведь вместе с нами кино пришли посмотреть учащиеся колледжа, а может, даже и не одного.

Поэтому я попытаюсь донести до вас впечатления о фильме их глазами — глазами юного, растущего в новом мире, неискушенного, мало (пока еще) образованного зрителя. Не читающего газет с этими вот статьями. Нашего подрастающего поколения. Которое достаточно скоро начнет сменять нас, что безальтернативно.

Вспомните себя в классе 8 — 9‑м — и как вы с подругами-товарищами веселились, когда в театре гасили свет. Умножьте, что, если мерить на те наши годы, мы сейчас говорим про ПТУшников. Поэтому выкрики, громкий эпатаж и разнообразные звуки, издаваемые пубертатными подростками в порывах самоутверждения, некоторое время даже перекрывали киношную систему Dolby.

Но так было только примерно первую четверть фильма. А потом зал затих и дышал в унисон с картиной. Подлинная удача режиссера и сценариста в том, что они сумели и прописать лихо закрученный сюжет, и достойно его снять, взяв за живой нерв даже окружавших нас переполненных энергией зрителей. Некогда им стало выпендриваться — они на экран с интересом смотрели! С неподдельным интересом, не показным или административным.

А ближе к середине после некоторых сцен даже начали раздаваться аплодисменты — искренние, благодарные, от души. Кстати говоря, режиссеру, сценаристу и композитору хорошо бы самим увидеть-услышать, где именно зритель рукоплещет, чтобы понять, какие именно сцены действительно удались. Студентам Академии искусств это вообще обязательно, а работающим сейчас на «Беларусьфильме» — крайне желательно, так думаю.

Разбирая же кино всерьез, на примере хорошей картины «На другом берегу» можно лекции читать. Да не одну, а целый цикл. К примеру, об отображении образа оккупанта в массовом сознании. Ведь это первый (на моей, по крайней мере, памяти) фильм, где поляки показаны тем, кем они и были для большей части населения Западной Белоруссии: захватчиками и оккупантами.

Или о погоне, которой должны заканчиваться каждые «Неуловимые мстители», а лучше еще и начинаться, как их «Новые приключения». Или о трактовке положительного героя в советском кинематографе. Каковой герой, вступив в смертельную схватку с контрабандистом-рэкетиром, не добивает того, а бережно укладывает пробитую головку на бережок чистой речушки.

Тогда как… знаете, в какой один из моментов весь зал учащихся колледжа, как мальцы, так и девчонки, аплодировал от души? Когда влюбленный юноша-поляк после раздумий, колебаний и тревожной музыки таки застрелил свою неверную, изменившую ему кобету. Из чего социологи с идеологами, а также сценаристы с режиссерами, думаю, смогут сделать правильные выводы.

О том еще, что в определенных моментах надо сначала спуститься на уровень своего зрителя, а только потом вести его анабазисом к катарсису. Стопудово уверен, что не только студенты и школьники, но даже и отдельные доценты с кандидатами не вспомнят, отчего в 20‑е годы прошлого века в Советской России так боялись провокаций на польской границе. И почему поляки их непрерывно делали. Фильм об этом говорит, констатируя, — однако современному зрителю хорошо бы и немного разъяснить, почему оно было так.

Это все — так, не столь и мелкие, но придирки. Заодно и приглашение к реальной публичной дискуссии и лекционным обсуждениям — а когда в последний раз снятое на «Беларусьфильме» кино вызывало подобные желания, не припомните? Вот и я не припомню. В этом тоже безусловный успех и студии, и авторов.

Так что всем, кто еще не смотрел, — искренне рекомендую. Пойти и посмотреть наше патриотичное, историческое кино про нас самих. Долгожданное, прямо скажем, — и этот факт перевешивает любые вкусовые придирки и художественную критику. Всем причастным к созданию — спасибо.

А насчет заголовка… не так уж оно и страшно, это новое поколение. И оно не пропащее — точно. Вот только на подобное кино их надо бы водить чаще.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter