99-летний ветеран ВОВ из Борисова Василий Тарасенко — о долгих верстах войны и наследии для потомков

Хранил танкиста мамин крестик

Василий Тарасенко убежден: сегодня как никогда необходимо говорить правду о том, что несло фашистское нашествие и какой ценой досталась нам Победа

В огненных 1940-х Василий ТАРАСЕНКО побывал на Западном, Калининском, 3-м Белорусском и 1-м Прибалтийском фронтах. На ИС-2 в составе тяжелого танкового полка освобождал Шумилино, Поставы, Полоцк и другие населенные пункты Витебской области, затем литовские Помпяны, Паневежис, Шауляй.

В этом году старейший танкист страны готовится отметить 100-летний юбилей. Несмотря на почтенный возраст, сохраняет светлый ум и хорошую память, встречается с молодежью, делится секретами долголетия. Накануне Дня Победы наши корреспонденты побывали в гостях у Героя, вручили цветы, подарки и расспросили о боевых и жизненных подвигах.

Повестка на фронт пришла в день рождения

Василий Степанович перелистывает страницы старого альбома в кожаном переплете. Немало черно-белых снимков, на которых изображены его родители и братья. Задумчивые лица, натруженные руки… Без устали Степан Евводович и Христина Владимировна работали на земле, в семье подрастало пятеро сыновей. В один миг их размеренную сельскую жизнь разрушила Великая Отечественная война. На фронт призвали старшего Ивана, а затем и 18-летнего Василия.

— В июне 1941-го окончил десять классов, — рассказывает Василий Степанович. — С товарищами готовились к выпускному вечеру, но мечтам не суждено было сбыться. Учитель сообщил: «Началась война». Мы, еще совсем юные, и знать не могли, в какой ад она забросит наше поколение.

Василий Степанович и спустя восемь десятилетий помнит в подробностях страшные эпизоды 1941-го:

— Вся деревня Лютенька Полтавской области, где я родился, собралась возле сельсовета. Там и сообщили, что Германия вероломно напала на СССР. А назавтра была объявлена мобилизация. Получил повестку 29 августа, в день своего рождения. Отец запряг коня, мама собрала сала и хлеба в дорогу. Немцы уже сильно бомбили, железная дорога была разбита. А как новобранцам добраться до военкомата? Военком говорит: «Ребята, железная дорога разрушена, транспорта нет». А нас человек двадцать, получили приказ идти пешком до города Богодухова.


Сотни километров неизвестности

— Прибыли мы в Богодухов, — вспоминает Василий Степанович. — Оттуда в Харьков, затем в Чугуев. И всё пешком. Когда спустя месяц наша группа оказалась у границы Украины с Россией, нам выделили вагон. Но ехать было нелегко: час продвигаемся вперед, пять — стоим. Неделю добирались до Казани.

Потом Василию предстояла учеба в полковой школе связи, Московском военно-инженерном училище, которое тогда находилось в эвакуации в Мензелинске (Татарская АССР).

— Приняли присягу, изучали военно-инженерное, минно-подрывное, дорожное дело, — рассказывает ветеран. — Готовили из нас настоящих саперов. Тогда крепко усвоил правило: «Сапер ошибается один раз». Вскоре прозвучало: «Кто желает в действующую армию?» А что это значит? На фронт! Я сразу поднял руку, за мной еще человек пять. На следующий день сели в сани, отправились на поезд. Прибыли в город Кинель, где формировалась воинская часть и нужны были саперы. Мы расчищали снег, искали и обезвреживали немецкие мины. Дело это было опасное: одно движение отверткой — и уже стрелка с красной точки перемещалась на зеленую. Не знаю, как мне удавалось все делать без ошибок.

От сапера до танкиста

В первых числах марта началась погрузка в эшелоны, мы отправились на станцию Дорохово западнее Москвы. Здесь и поняли, что такое настоящая война. Надо было стрелять. Промахнешься — в тебя попадут. Участвовал в боях близ населенных пунктов Сухиничи, Жиздра…

Ноябрь 1942 года. Станция Сычевка южнее Ржева. Василий Степанович вспоминает:

— Ночью привезли нас в лес.  Чтобы спрятаться от обстрела, опускались в овраги. Река была покрыта льдом. Проходим участок, немцы простреливают, и только слышно: «Жу-у!» Пули летят и падают. Добрались до места боя. Повсюду убитые лошади, искореженные повозки, искалеченные люди. Помогали грузить раненых.

В конце декабря 1942-го командир роты предложил Василию Тарасенко пойти учиться в Челябинское танковое училище. Там боец изучал тяжелые танки КВ, ИС-2. За это время освоил специальность «механик-водитель», получил звание младшего лейтенанта. Вскоре был направлен во 2-й отдельный гвардейский тяжелый танковый полк механиком-водителем ИС-2.

— Затем мой боевой путь продолжился в Беларуси, — говорит Василий Степанович. — Началась наступательная операция «Багратион». Разгрузка севернее Витебска. Станция Городок. С ходу в бой. Освободили Глубокое, Полоцк, Ветрино. Потом нашу армию передали 1-му Прибалтийскому фронту, в составе которого освобождали Литву — Помпяны, Паневежис, Шауляй.

Там, под Шауляем, танк подорвался на мине, но Василий чудом избежал гибели. Первый удар был такой силы, что оглушило весь экипаж, затем второй.

— Выскочить наверх не было возможности, — вспоминает ветеран. — Пробрался в десантный люк внизу под сиденьем. Танк уже был объят пламенем. Потом еще один взрыв... Пришел в себя в госпитале. Кто меня подобрал с поля боя — не знаю. За участие в наступательной операции наградили двумя орденами Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги».


Победа!

Управлять танком после ранения Василий Степанович уже не мог. Был направлен в Казанскую высшую офицерскую техническую бронетанковую школу, где и встретил Победу.

— Это было самое радостное известие! — с улыбкой отмечает Василий Степанович. — Обнимали, целовали друг друга. Все звенело и гудело вокруг! А как была счастлива встретить меня живым мама! Помню приехал в родную Лютеньку, она ахнула: не поверила сразу, что сын вернулся. А потом испекла духмяный хлеб и все повторяла, что, видимо, не зря тогда в июне 1941-го дала мне с собой крестик...

В мирное время Василий Тарасенко продолжил воинскую службу. В мае 1948 года его 10-я танковая дивизия передислоцировалась в Беларусь, в военный городок Лядище в Борисове. Тогда Василий Степанович и познакомился с будущей супругой Галиной.

— Однажды меня скрутил радикулит, пришлось ложиться в больницу, — делится мой собеседник. — Галина работала медсестрой. Она меня и вылечила. Деваться было некуда — пришлось жениться! Вместе прожили почти полвека, родили и воспитали сына и дочь. К сожалению, супруга уже ушла из жизни. Как и мои товарищи, ветераны войны. Раньше в военном городке в Печах в Борисове их было 32, теперь один остался.

У Василия Степановича четверо внуков и семеро правнуков. Они часто навещают героического дедушку, не устают благодарить за мирное небо, мужество и стойкость. Родные ветерана готовятся встретить столетний юбилей отца и деда. Мы в свою очередь желаем старейшему танкисту страны крепкого здоровья и говорим ему спасибо за силу воли, бодрость духа, самоотверженность в служении Родине и за Великую Победу!

ИЗ ДОСЬЕ

За личное мужество и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Василий Тарасенко награжден орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», медалью «За боевые заслуги».

 kuzmich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter