Хотыничи — от слова «хотеть»

Репортаж из деревни «деревянных кружев»
Репортаж из деревни «деревянных кружев»

Стоит на ганцевичской земле деревня Хотыничи с конца XIV — начала XV века. Удобное, хорошее место выбрали люди для поселения — сухая возвышенность среди болот и лесов у истоков реки Бобрик, у дороги, связавшей в то время Пинск через Логишин, Борки, Любашево и Синявку с Минском.

«Вадро» да «машок»

Историки предполагают, что название Хотыничи произошло от слова «хатули», так на Полесье деревянную выдолбленную обувь называли, либо от слова «хата». Правда, местные краеведы с официальной исторической версией категорически не согласны.

— Некоторые и сейчас нашу деревню Хатеничами называют. Вот в соседних Раздяловичах о нас так и скажут: «хатеновцы», а не «хотыничцы», — объясняет мне местный краевед Андрей Андреевич Ярошевич. — Поэтому название произошло от слова «хотеть». И легенда такая есть...

...Было у матери трое сыновей. Выросли они, старший и средний из отцовского гнезда улетели. Первый среди бора поселился, там теперь деревня Борки. И второй недалеко ушел — поделил с соседом землю и построился на «раздяле», там теперь Раздяловичи стоят. А третий захотел с матерью остаться, так место и назвали — Хатеничи, а потом они Хотыничами стали.

Впрочем, Хотыничи во всем особые. Здесь и говор свой, «хатеновский» (выходец из этих мест на ведро скажет «вадро», на мешок — «машок»), и обычаи.

В полотняном тканом круге

До сих пор по праздникам и в церковь местные женщины ходят в вышитой национальной одежде. Расцвеченная тесьмой юбка в складку, вышитые опять–таки неповторимыми полесскими узорами рубашка и косынка.

Народная одежда почти в каждом доме хранится. А еще у всех есть торбы — полотняные вышитые сумки на поясках из тесьмы. С такими и сегодня в магазин ходят. Говорят, что эти хотыничские торбы в стихах воспела местная поэтесса.

...У мастерицы–ткачихи, народного мастера Нины Николаевны Казак заказов хватает. Не простаивает станок, которому даже по самым скромным подсчетам почти 200 лет! Еще бы! Семейная жизнь жителя деревни начинается с тканого полотенца, на которое в ЗАГСе становятся молодые, и заканчивается тоже с ткаными местными полотенцами — наматками (намiткi), которыми обивают гроб и на которых его опускают в последнее пристанище. Ткаными льняными полотенцами вытирают младенцев — «для здоровья!», тканые наматки с разными узорами повязывают свахе и свату на свадьбах. Свахе — красные, свату — голубые... Такой вот жизненный хотыничский круг, свитый из льняных полотен...

Наличники и стеклопакеты: кто кого?

Стоят Хотыничи, залитые солнцем, вытянулись вдоль нескольких улиц. Одна лишь Пинская тянется на 4,5 километра, 600 человек живут на ней. А вообще в деревне более 2,5 тысячи населения, почти 1,5 тысячи дворов! Хотыничи — самое большое село в Ганцевичском районе. Здесь есть и школа, и детский сад, и больница, и амбулатория, и клуб! Все это сейчас ремонтируется, перестраивается. В конце этого года Хотыничи станут агрогородком.

Домики в деревне уютные такие, аккуратные — окна украшены деревянным кружевом резных наличников. Обойди все окрестные села — резных наличников нигде не найдешь, есть они только в Хотыничах. Рассказывают, что сразу после войны хотыничские мастера–столяры ездили работать на стройки всего Советского Союза, откуда–то и привезли такую вот моду.

Кстати, своими столярными династиями деревня далеко вокруг славится. Вот, например, Михаил Минько. Столярничать стал, как и отец, и сыновья, а их у него пятеро, туда же, вслед семейным традициям. Двое старших — столяры, и младшие уже к работе присматриваются, приноравливаются, будут, как и отец, в строящиеся деревенские дома окна да двери делать да резные наличники...

Ходила я по деревне, бродила по Буерыхе, Клычанам, Баговке, миновала Нагумники да Крупанне — такие вот местные названия улицы здесь носят — да фотографировала наличники. А они все разные, у кого с птицами, у кого строгие — без выкрутасов, у кого в разные цвета выкрашены.

Молодежь хотыничская, правда, теперь новомодные стеклопакеты вставляет. А мне кажется, от этого деревня свою прелесть и своеобразие теряет.

Пусть будет она «льняной — вышиваной» да «резной — деревянной», чтобы люди всегда здесь жить хотели. На то ведь они и Хотыничи от слова «хотеть», правда?

Кстати

Хотыничи входят в список самых больших деревень Беларуси с населением более 2 тысяч человек. В этом же списке есть и другие села Брестской области: Богдановка, Дятловичи, Чучевичи в Лунинецком районе; Белоуша, Бережное, Маньковичи в Столинском районе. Две деревни в этом районе — Ольшаны (5,9 тыс.) и Рубель (4,3 тыс.) можно отнести к селам–гигантам.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter