Винни Пух отмечает в этом году сразу три юбилея

Хорошо живет на свете Винни Пух!

Первое посещение сыном передвижного зоопарка вызвало у него нотку разочарования. Осмотрев клетки‑вольеры с обезьянками, волками, лисами и прочим стандартным набором скучающей тамошней живности, на выходе пятилетний ребенок задал неожиданный вопрос: «А где Винни Пух?» Логичное предложение посмотреть еще раз на медведя озадачило. Дремлющий около корыта с яблоками бурый мишка никак не ассоциировался с непоседливым героем мультфильма — страстным поклонником меда. Давний алогизм восприятия лишь разжег аппетит и страстное желание разобраться, как из игрушечного медведя возник персонаж, покрывший себя мировой славой. Тем более и повод есть: в августе обаятельный герой отмерил век, вчера исполнилось 95 лет с момента первой публикации, когда о нем узнали дети и взрослые, а 55 лет назад по книжке сняли первый мультфильм!

 
Винни Пух и Пятачок из книги с иллюстрациями Эрнеста Шепарда.
 

Эти песни вслух

Это только кажется, что чопорные в нашем сознании британцы не могут жаловаться на неправильных пчел и наедаться до отвала так, как это делает Винни Пух. Как это близко, все по‑нашему! Однако придумал истории англичанин Алан Милн, развлекая и воспитывая сына Кристофера Робина, поощряя заботы мальчика о своей игрушке.

Плюшевые зверушки — радость детства. Благодаря своим размерам — близкий друг, почти братик или сестричка. Мягкий, пушистый, приятный на ощупь медведь, пес или лев, которого хотелось тискать до бесконечности, был практически у каждого. Ему доверялись тайны и рассказывались истории. Его можно было поучать, наказывать и укладывать спать, а вечером, уютно устроившись под одеялом, приобняв, сладко засыпать вместе с ним. Книжка о Винни Пухе в своем роде летопись подобных событий, которая дает толчок детскому воображению.

Любой ребенок, подобно Кристоферу Робину, может пробовать начать свои ролевые игры и выдумывать истории, которые происходят с его плюшевым другом. Именно на этом построили свои мультфильмы на студии Диснея. Полет фантазии безграничен, но не пытайтесь искать в этих приключениях глубокий философский смысл. Советский Винни Пух другой, совершенно непохожий на игрушечного. Герой, способный восприниматься детьми как вполне самостоятельный персонаж вроде Чебурашки, и в то же время типаж, в котором взрослые без труда способны отыскать не одно собственное отражение.

Неудивительно, что две экранизации поделили русскоязычных поклонников Винни Пуха на эстетические лагеря, устроив забавный карамболь поколений. Старшее, воспитанное исключительно на советском Винни Пухе с незабвенным голосом Леонова, категорически не желает принимать альтернативу и молодое, выросшее рядом с диснеевским сериалом, однако, без сомнения, знающее про существование отечественного конкурента. 

Куда идем мы с Пятачком

Любое художественное сравнение — битва вкусов, столкновение субъективизмов, в котором вы вряд ли убедите оппонента. Советские мультфильмы крепко въелись в сознание и укоренились в памяти. Их всего три. Легко запомнить, легко полюбить. Диснеевская экранизация, стартовавшая в 1966 году, уже давно полностью выработала авторский книжный потенциал. Сегодня — это сериал‑новодел, по мнению многих, далекий от духа оригинальных произведений Милна. Однако первые фильмы делались на высоком профессиональном уровне, один из них даже был удостоен «Оскара».

У поколения, выросшего на переводе Бориса Заходера, мультипликации Федора Хитрука и голосе Евгения Леонова, был небогатый выбор. Телевизор не радовал нынешним разнообразием. И этот мини‑сериал фактически все, все, все… что мы и знали о Винни Пухе. Далеко не каждый мог позволить себе прочитать дефицитную книжку, и мультфильм надолго оставался единственной формой знакомства с миром зачарованного леса. Здесь нет распыления. Любой эпизод, любая песенка многократно просмотрены, прослушаны и заучены на память — лучше, чем любой стих из школьной программы. Разбуди среди ночи, каждый продекламирует: «Куда идем мы с Пятачком...» Вероятно, даже в нескольких версиях, оригинальной из мультфильма и дворовой. Такая привязанность навсегда. И большого секрета Пуха — Пятачка здесь нет...

Диснеевские фильмы шли у нас спустя годы, смотрели их поклонники советской экранизации уже взрослыми. Сколько раз по любому поводу доводилось слышать: а вот в наше время... солнце ярче, небо голубее, трава зеленее. Мультфильмы не исключение. Дорогие родители, не будьте занудами! Ваши дети от заокеанского Пуха, наверное, испытали определенный восторг. Причем выбрали этот сериал среди невиданного вам 40 лет назад разнообразия. Дайте им насладиться своей радостью.

Они с удовольствием посмотрят и вашего Пуха, но вряд ли будут просить пересмотреть его приключения много раз. Для современной детворы трехсерийный мультик — яркая вспышка, однако лишь искра на фоне других анимационных историй. Они привыкли следить за героями месяцами, жить с ними. Может быть, поэтому советская экранизация, пусть более озорная и оригинальная, к сожалению, быстро растворяется в бесконечном потоке телеразвлечений. 

Шумелки, пыхтелки и сопелки…

Сравнивать экранизации бесполезно — они совершенно разные. Сделанный в традиционной диснеевской стилистике американский Пух нашему глазу кажется пресноватым. Это наш взгляд. Англоязычные зрители издавна привыкли к такому герою. Их Пух любит не только срочно решать свои неотложные дела, но и, тихо сиживая у камина, слушать рассказы о самом себе… За рубежом выросли в иной традиции и вряд ли приняли бы Винни без Кристофера Робина, без рисунков Эрнеста Шепарда. Сложно объяснять нашему старшему поколению, что желтый мишка в красном топе основан на оригинальных иллюстрациях художника, которого просил изобразить персонажа сам Алан Милн.

Хитрук был свободен от англоязычных условностей. Мог творить в свое удовольствие и создавать стильную картинку не только для малышей, но и для придирчивых взрослых. Мы выросли именно на таком Винни Пухе. Советские мультипликаторы смогли передать кристальную детскость через удивительно колоритные своей простотой рисунки. Все эти умилительные домики, пучеглазые рыбки, подозрительные пчелы, следы хождений Пуха пришли к нам, как с урока рисования в третьем классе. Возможно, поэтому они так близки и детям, и всегда мечтающим хоть на минутку забыть о годах взрослым. 

Еще полезнее взглянуть и задуматься о Винни Пухе в современном контексте. Диснеевский образ остается в далеком детстве. Зато наш — настоящий рэпер, жжет глаголом! На ходу генерирует и тут же декламирует забойные песенки. Любая из них украсит импровизированный уличный батл… Его манеры простолюдина готовы взять на заметку начинающие блогеры. Винни горазд нести в эфир всякую чушь, с легкостью рассказывать о своих похождениях, не утаивая при этом про опилки в голове, безграмотные надписи и попытки поживиться чужим медом... Блестящий коммивояжер, способный впихать клиенту совершенно пустую вещь, аргументируя ее необходимость массой положительных деталей. В общем, не важно, что ты делаешь, зато цепляешь оригинальностью, позитивом, рассчитывая на шальную любовь и богатый стол. Этакая пчелонепробиваемая упрощенная логика явно возвышает персонаж над временными и возрастными рамками. Вокруг куча наивных Пятачков, наслаждающихся недостатками и мечтающих быть похожими на кумира… Явление более чем современное. Как считаете?

Ну а что подумал по этому поводу Кролик, никто так и не узнал, потому что Кролик был очень воспитанный…

Винни за 20 долларов

Как и любой художественный персонаж, Винни Пух — образ собирательный. Свою уже вековую историю он начал 21 августа 1921 года. В этот день писатель Алан Милн подарил плюшевого медвежонка сыну Кристоферу Робину, которому исполнился ровно год. Когда мальчик подрос, он называл игрушку Медведь Эдвард, до того момента пока не познакомился в лондонском зоопарке с медведицей Виннипег. Она была куплена в 1914-м еще медвежонком за 20 долларов у одного из канадских охотников и привезена в Европу в качестве талисмана армейского ветеринарного корпуса. После войны навсегда осталась в зоопарке и стала любимицей детворы. По воспоминаниям сотрудников, Винни имела дружелюбный характер и позволяла детям даже кататься на ней!

Алан Милн, Кристофер Робин и Винни Пух.

Свое второе имя — Пух герой получил от клички лебедя, который жил в пруду знакомых Милна, и до появления историй про Винни Пуха был персонажем более ранних стихотворений автора. Оригинальный Винни Пух Кристофера Робина сохранился и сегодня является экспонатом Нью-Йоркской библиотеки.

Не менее забавными выглядят и истории, воплощенные художниками. Первым Винни Пуха нарисовал Эрнест Шепард, коллега по журналу Алана Милна. Шепард срисовал Винни Пуха с плюшевого медведя своего сына. Игрушку звали Ворчун, ей не повезло — стала жертвой собаки художника. Однако именно образ, нарисованный Шепардом, фактически перекочевал в диснеевскую экранизацию.

Первым в ­СССР забавного медвежонка нарисовал в 1939 году график Алексей Лаптев в качестве иллюстрации к двум рассказам для журнала «Мурзилка». Его Пух совершенно не похож на так полюбившегося нам героя отечественного мультфильма. Культовый образ художник Эдуард Назаров и мультипликатор Федор Хитрук смоделировали с Евгения Леонова. Идея пришла не сразу. По словам создателей, в первых эскизах Винни Пух был похож на взбесившийся одуванчик, а Пятачок напоминал толстую колбаску…

Таким советские дети впервые увидели Винни Пуха. Иллюстрация из журнала «Мурзилка».

   Если спустя много лет про вас еще рассказывают анекдоты, вы точно народный герой:

Подарил Пятачок Винни Пуху на день рождения сотовый телефон. На следующий день возмущенный Винни зовет Пятачка:

— Что ты мне вчера подарил?

— Сотовый телефон...

— Какой же он сотовый? Я его вчера два часа ковырял: ни сот, ни меда!

Минская мелодия 

В биографии Моисея Вайнберга, на мелодии которого напевает незабвенные песенки Винни Пух, есть и белорусская страничка. В сентябре 1939 года спасавшийся из Варшавы от наступающих немцев молодой музыкант оказался в Беларуси. Здесь он учился в минской консерватории в классе композиции Василия Золотарева. В июне 1940-го как пианист выступал на Декаде белорусского искусства в Москве. Это была большая честь — представлять республику в столице ­СССР. Буквально через год, 23 июня 1941-го, на второй день войны, оркестр минской филармонии еще успел исполнить его дипломное сочинение, а спустя считаные часы Вайнберг вновь вынужден был искать спасение от нацистов в эвакуации. На этот раз в далеком Ташкенте. После войны оставшийся в ­СССР Моисей Вайнберг много сочинял для большого кино и мультфильмов. Еще до Винни Пуха был известен как автор музыки к фильмам «Последний дюйм» и «Летят журавли». 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter