Хороший тон в литературе

Николай Фробениус.
Николай Фробениус. Каталог Латура, или Лакей маркиза де Сада.

Санкт-Петербург, Азбука-классика, 2003.

"Латур полагал, что есть четыре вида боли. Обычная боль. Душевная боль. Боль в животе или сердце. И боль, вызванная тем, что человек слишком много думает".

Если же человек слишком много читает, добавлю от себя, то все чаще от душещипательных сюжетов ему не больно, а смешно. Там, где полагалось бы поразиться - усматриваешь аналогию, а то, что вторично, в искусстве впечатляет не больше, чем "коза" из пальцев.

Первое, что все критики говорят о романе "Лакей маркиза де Сада" - что он похож на роман Зюскинда "Парфюмер".

Разумеется, тот, кто скажет, что норвежец Фробениус пишет плохо либо неинтересно, будет не прав. Чтиво интересное... С философской подоплекой, историческим колоритом и эротическим "перчиком". Рецепт известен. Взять интересную эпоху (кавалеры в напудренных париках, процессы над ведьмами, Бастилия). Выбрать там урода, изгоя со сверхчеловеческими способностями. И пусть он, униженный и оскорбленный, совершает чудовищные преступления - вне закона, вне привычных современному читателю оценок... Зато с массой отвратительных подробностей. "Книга Фробениуса остро пахнет - потом, спермой, кожаными ремнями, страхом, болью, любовью. Этот запах можно ненавидеть, но трудно не заметить: только очень усталые ноздри не вдохнут его глубже, глубже..." - эта претенциозная цитата из "Русского журнала". Запах, не спорю, есть... Как всегда в случаях "второй свежести". Но что я все отвлеченными фразами? Рецензии полагается завершать некоей сентенцией... Ну, например. "Каталог Латура" Фробениуса в сравнении с "Парфюмером" Зюскинда все равно что лакей маркиза де Сада в сравнении с маркизом де Садом. Но так не хочется представать перед читателем "язвой", которой ничем не угодишь, даже "всемирно известным романом". В конце концов, искусство по определению вторично, а Борхес вслед за Аристотелем насчитал всего четыре существующих в мире сюжета... А до упомянутых парфюмера и анатома у Дюма-старшего был ювелир, перерезающий глотки своим покупателям, дабы не расставаться с собственными шедеврами. И в пространстве постмодернизма цитатность - вообще единственно хороший тон... (И довольно печальное будущее литературы.)

"Утром мы с маркизом стояли рядом перед зеркалом. Мы были одинаково одеты, в одинаковых париках, панталонах и туфлях. В руке у каждого была трость. Идея как можно больше походить друг на друга принадлежала маркизу. Это только прелюдия, сказал он".

Издания для обзора предоставлены книжным магазином "Светоч", Минск, пр-т Машерова,11.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter