Как мы с самого раннего детства обходимся с родителями, так мы привыкаем общаться и с другими людьми

Хорошие дети


Пятая заповедь Божия: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои и чтобы благо тебе было».

Кто из нас не желает жить долго и счастливо? Наверняка все мы стремимся к долгой, гармоничной и счастливой жизни. Пятой заповедью Бог открывает нам секрет достижения этой цели. В награду за ее исполнение Господь обещает «благо», говорит о том, что исполняющему ее будет «хорошо». Что же это за «благо»?

Среди десяти заповедей пятая связывает заповеди по отношению к Богу и заповеди по отношению к человеку, т.е. к ближнему. Она четко и конкретно показывает, кто для нас является самым близким на земле, кто для нас является «самым» ближним. Как мы с самого раннего детства обходимся с родителями, так мы привыкаем общаться и с другими людьми.

Господь дал нам жизнь, а родители явились инструментом для этого дара. То, как мы относимся к нашим родителям, и определяет наше отношение к собственной жизни. Этой заповедью Слово Божие хочет открыть переход нашего сознания от земного к вечному за счет того, что мы начинаем осознавать: было время, когда мы не существовали.

Человек, даже потеряв родителей в раннем детстве, чувствует и осознает, что такое любовь к ним. Внутренне для него эти чувства аналогичны чувству утерянной связи с Главным Источником нашей жизни. Когда родитель уходит в вечность, дети очень четко и конкретно чувствуют, что такое реальность присутствия умершего родителя.

Почитая родителей, мы думаем о них со священным трепетом и так можем перенести это чувство почитания на идею нашего бытия и на Невидимого Творца. Иметь чувство священного трепета перед родителями означает иметь в своей жизни здесь, на Земле, Бога, жить с Ним и пользоваться Его благами. Очень часто люди приобретают этот священный трепет по отношению к своим родителям только после их отхода в вечность. Это тоже свидетельствует о том, что эта заповедь призвана соединить земное бытие и вечность. Ведь мы знаем, что вечная жизнь — реальность.

Господь Иисус Христос, приводя заповедь о любви к Богу из Книги Второзакония (6, 4—9), раскрывает нам самое важное призвание родителей: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душою твоей, и всем существом твоим. И будут эти слова, которые Я заповедовал тебе сегодня, в сердце твоем, и повторяй их сыновьям твоим, и произноси их, сидя в доме твоем, находясь в дороге, ложась и вставая; и повяжи их как знак на руку твою, и будут они знаками над глазами твоими, и напиши их на дверных косяках дома твоего и на воротах твоих».

Дом в библейском языке не только здание, где кто-то живет. Дом — это семья, состоящая из родителей и детей, бабушек и дедушек, предков и потомков. Смена поколений скрывает в себе внутреннюю привязанность к Слову Божиему, т.е. Слово Божие обитает в таком доме. Этот дом и такая семья являются воплощением Слова и содержат в себе скрытый от всего человечества смысл бытия как замысла Творца. Обратите внимание на слова «и повторяй их сыновьям твоим, и произноси их, сидя в доме твоем, находясь в дороге, ложась и вставая». Они как бы между строк говорят нам, живущим сейчас: «Если хочешь почитать своих родителей, которые говорили тебе эти слова, говори эти слова своим детям».

Многим из нас, воспитанным в советской действительности, родители не говорили этих слов, но если мы будем говорить их нашим детям, то свяжем нашу молитвенную память и почитание родителей с замыслом Создавшего весь мир и с Его Словом. Библейское выражение «из рода в род» подчеркивает божественную честь родителей. Рожать и воспитывать детей — исполнение самой первой заповеди Священного Писания. Это то, что для нас является самым первым и самым «натуральным» священным предназначением.

Когда мы соприкасаемся с воспитанием своих детей, мы начинаем чувствовать, что значит быть родителем и что чувствовали и переживали наши родители, когда мы только начинали свой жизненный путь на Земле. В библейском понимании человек, который не воспитал детей, не может познать божественной мудрости. Этот человек не может понять, что стоило его родителям дать ему жизнь и воспитать его, а следовательно, такой человек не может познать, что значит «почитай отца и мать».

Ответ на вопрос, как воспитывать ребенка в свете пятой заповеди, может быть только один. Родитель должен стать посредником Божией любви между Творцом и маленьким, постоянно подрастающим человеком. Родитель должен быть общником Божией чести, любви, закона и благодати для ребенка. Без любви Божией ребенок не сможет стать личностью, а любовь Божия, если она найдет другие пути к сердцу ребенка, в обход родителей, не даст им почитания. В этом случае родители не станут для своего чада причастниками той божественной чести, которая делает пятую заповедь промежуточной между заповедями по отношению к Богу и заповедями по отношению к человеку.

Протоиерей Алексий Васин
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter