Как за 2 миллиона рублей восстановить замок в Мяделе

Хорошая фактура сама идет в руки

Герб Мяделя украшает изображение замка. Не случайно. Когда–то здесь была крепость. На острове. Неприступная. До поры до времени, пока не была разрушена. Археолог Николай Плавинский с 2013 года ведет здесь раскопки, ищет остатки цитадели. Местные жители надеются, что когда–нибудь в городе появится привлекающая туристов достопримечательность, а рядом — благоустроенные площадки для самих горожан. Ведь еще менее полувека назад тут были и стадион, и пляж, и аллея любви. Но потом все поросло травой. А добраться сюда можно лишь по деревянному настилу, прогнившему, провалившемуся в болото, отделяющее остров от «большой земли».

Несуществующий ныне замок, а лишь оставшийся немым напоминанием о нем остров — по–прежнему предмет особой гордости мядельцев. Для Татьяны Кононовой, сотрудницы районной библиотеки имени Максима Танка, это и ностальгия. Она еще помнит времена, когда здесь был разбит парк имени 30–летия Победы. А теперь и название такое молодое поколение вряд ли вспомнит:

— В былые времена в парке отдыхал весь город. Ребята играли в футбол. Вот смотрите, в траве — остатки ворот. А мы наберем хлеба, намажем маслом, посыплем сахаром и пойдем на пикник, загорать. Здесь и вода чистая из родников бьет. Богат старинный район грибами, ягодами.

Теперь сюда мало кто ходит. Татьяна Владимировна объясняет это тем, что мядельцы боятся змей, которых стало много после того, как остров одичал. Пока моя собеседница пугала нашествием пресмыкающихся, змея на наших глазах прошмыгнула между сломанных досок моста.

На остров, где стоял мядельский замок, ведет «полоса препятствий».

Замковый остров заброшен по разным причинам. Раньше жители окрестных хуторов косили здесь траву, пасли скотину, а потом в частных подворьях перестали держать коз, коров, и пастухи да мужики с косами больше не приходят на замчище. Вот оно и зарастает.

Светлана Чернявская, директор Мядельского музея народной славы, поделилась своими мыслями:

— Внимание ученых приковано к этому месту постоянно. Раскопки велись более четверти века назад Михасем Ткачевым. А чтобы сделать замок туристической изюминкой, нужно вложение средств. Однако по госпрограмме «Замки Беларуси» выделено лишь 2 миллиона рублей — и то на 2017 год. Что можно сделать на эти деньги?

Найденное во время раскопок замка изображение Георгия Победоносца.

Вопрос риторический. Хотя мядельцам многое по плечу. Светлана Анатольевна поделилась успехами своего коллектива:

— В прошлом году план платных услуг у нас был 25 миллионов, а мы заработали 37 миллионов рублей. В том числе за счет гостей из–за рубежа, правда, в основном российских.

Однако даже такая прибыль не покроет расходов на работы по возрождению замкового острова. Ведь нужно музеефицировать найденные остатки строений, проложить новый мост, пешеходные дорожки, провести освещение, благоустроить пляжи.

А между тем в Мяделе стоит недостроенная гостиница... Забот много.

Светлана Чернявская и Татьяна Кононова.

Перспективы у города есть. Озеро Мястро, на берегу которого раскинулся Мядель, соединяется с Нарочью. Уже давно зреют планы создания на этой территории крупного туристического центра. Ведь по последнему исследованию поверхностных вод, проведенному Гидрометом, нарочанские озера вошли в тройку чистейших водоемов страны.

Глядя на панораму Мяделя и его заброшенного замка, мне вспомнился Тракай. Они похожи — белорусский и литовский городки. Та же природная среда — между прекрасными озерами. Но разные судьбы и замков, и туристической инфраструктуры. Однако воспользоваться опытом соседей никогда не поздно. Я лишь добавлю один штрих к портрету Мяделя. Как рассказала Светлана Чернявская, здесь исстари жили татары (как и в Тракае), существовала их отдельная улица, сохранилось мусульманское кладбище. Уцелел и прекрасный костел. А чуть в сторонке восстановлена Кальвария — комплекс из часовен, изображающий путь Христа на Голгофу. Рядом — родные места Максима Танка. Одним словом — фактура, которая так и просится в руки опытного менеджера, который раскрутит райцентр как достойное место для отдыха.

Авторитетно

Илья Шатько, председатель Мядельского райисполкома:

— Необходимо разработать концепцию развития Мяделя как туристического центра. В ней необходимо учесть, как будет использоваться территория замка. Как сюда лучше добраться: по переходу на суше или, возможно, на катерах или лодках по озеру Мястро. Мало благоустроить территорию. Нужно создать востребованный турпродукт. Что касается перспектив совместного использования Нарочи и Мястро, то это сложный вопрос. Их соединяет очень мелкая речка, по которой вряд ли возможно доставлять туристов. Мы обсуждали вариант углубления реки или копки канала, но пришлось отказаться от подобной мысли. Это грозит нарушением водного баланса и даже обмелением Нарочи. Наш регион уникальный, и использование его богатств не должно повредить окружающей среде. В этом году завершается Государственная программа развития курортной зоны Нарочанского региона. В 2014 году поток туристов у нас вырос на 17 процентов и составил более 80 тысяч человек. Созданы новые турмаршруты «Мядельщина в огне войны» и «Мядель — город с богатой историей».

Справка

В Мяделе две местности называются замком. Это городище на острове озера Мядель и замок на острове озера Мястро. Крепость на Мястре известна с начала XVII века по рисунку на карте Великого княжества Литовского, изданной в Амстердаме. Цитадель разрушена в начале XVIII века, во время Северной войны. Археологами обнаружены остатки башни, стен, валов, рва.

Фото автора.

Советская Белоруссия № 126 (24756). Вторник, 7 июля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter