Ходят жалобы по кругу

Прошлым летом в Гомеле разразился строительный скандал...

Прошлым летом в Гомеле разразился строительный скандал. Местные власти, вняв жалобам новоселов, инициировали увольнение руководителя стройорганизации за проваленную сдачу дома. Нынче ситуация еще интереснее. Теперь уже Комитет госконтроля области настаивает на увольнении практически всего руководства управления капитального строительства Гомельского горисполкома.


Не скоро дело делается


Статус УКСов серьезен. Эти предприятия, действующие при местных органах власти на хозрасчетных началах, — основной исполнитель социального заказа в сфере строительства. Монополист по сути. Жилье, возводимое при государственной поддержке, тоже его вотчина. Именно сюда устремляются будущие новоселы, чтобы заключить договоры на строительство квартир.


В теории сценарий выглядит так. Пришел клиент, подписал бумаги с УКСом. Остальное — не его забота. Главное, чтобы вовремя поступали деньги. Предприятие находит подрядчика, контролирует процесс, отслеживает качество... То есть всю головную боль берет на себя. А клиенту остается лишь дождаться ключей от квартиры. Мечта! Но — не реальность...


На деле бывает по–другому. Комитет госконтроля области завершил проверку работы с обращениями граждан городского УКСа. Сама проверка возникла вне плана. Масса жалоб достигла в Гомеле критической отметки и «растеклась» по самым разным инстанциям. Почему? Начальник управления областного КГК Виктор Рунов так видит причину:


— Предприятие практически самоустранилось от работы с обращениями людей. Главное — сдать объект. А какого качества будет жилье — тема второго плана. Чуть ли не каждое заявление по недоделкам (а в прошлом году их было больше тысячи) перенаправлялось подрядчику. Образно говоря, добиваться от строителей устранения брака приходилось самим людям. Тогда как это прямая функция УКСа.


Ход действий вроде объясним: кто напортачил, тому исправлять. Если бы еще заказчик спрашивал за результат, уточняют в госконтроле. А спрашивал, видно, не очень. В прошлом году в УКС поступило свыше 500 повторных обращений, почти на 23 процента больше показателя предыдущего года. В первом квартале нынешнего тенденция роста оставалась в силе.


Стучите — и вам откроют


Что получается? Человек отдает немалые деньги, взамен получает мытарства по кабинетам. Даже телефон и тот не всегда доступен.


Госконтроль провел небольшой эксперимент. На протяжении рабочего дня представитель КГК через каждый час заходил в кабинеты начальников производственного и жилищно–инвестиционного отделов УКСа, находившихся на месте. В этот же момент начинал звонить телефон. Аппарат разрывался, но «управленцы» стоически держались и трубку не снимали. Спрашивается: зачем вообще служебные телефоны, если производственный процесс плавно перекочевал в плоскость мобильной связи, где неизвестных абонентов легко проигнорировать?


В эпистолярном жанре тоже «крючков» набралось больше доброй дюжины. На обращения людей предприятие частенько отвечало неспешно, расплывчато и поверхностно. Кому с нарушением сроков на 2 дня, а кому — на 89! Хорошо если впоследствии что–то действительно решалось. Ведь ситуации разные. Одно — обои отвалились. Другое — стена промерзает. Но — увы... Взять пример председателя ЖСПК–167, который в мае 2010 года написал письмо УКСу о недоделках. И через два года подрядчик не дошел до квартиры, в которой нужно было заменить оконный блок... Новосел дома № 59 по улице Свиридова ждал несравнимо меньше — всего три месяца, — когда строители устранят брак внутренней отделки. Вот только пока ждал — вынужден был обитать в общежитии...


Приходите завтра


Но кто реально попал, так это горожане, которые ввязались в реконструкцию общежития под жилой дом по улице Димитрова в Гомеле. Стройка развернулась в 2010 году. Закончить планировали в конце прошлого.


Люди создали кооператив. Открыли кредитные линии. УКС как заказчик нашел подрядчика — бобруйскую частную фирму. А договор на ведение технадзора за строительством объекта заключил с другой частной фирмой — гомельской. И про общежитие, можно сказать, забыл, безоглядно доверившись партнерам.


Итог на грани криминального. Позади два года работ. Объект выполнен на... 2 процента. А денег — государственных и людских кредитных — потратили больше 1,7 миллиарда. Теперь уже известно, что объемы строительства бобруйчане завысили на миллиард! Как это можно было просмотреть, теперь предстоит разбираться правоохранительным органам, куда госконтроль передаст материалы проверки.


Посещаю печально знаменитый объект. Недострой высится за ограждением. Моя суета в поисках входа на площадку мигом подмечается бабушками из соседнего дома:


— Здесь уже появились строители. А то ведь воры повадились лазить. Уже «располовинили» силовой кабель на башенном кране.


Внутри и вправду слышны признаки жизни. Из глубин доносится одинокий стук молотка. Передо мной практически мальчишка. Знакомимся: Никита Громыко, второкурсник профтехучилища. Здесь он на практике — обивает штукатурку. Неподалеку в сидячем положении нахожу всю бригаду практикантов под началом рабочего–«смотрителя»:


— Ждем прораба. Но вам с вопросами лучше к начальству.


И.о. директора управления капитального строительства горисполкома Андрей Яблонскис тезисно описывает ситуацию по общежитию:


— Сейчас идет процесс передачи документов от прежнего подрядчика, с которым расторгнут договор, новому — гомельской фирме. Работаем и по возврату денег, в том числе через суд.


Кто кому должен


В своих выводах госконтроль предельно точен. Не миссия будущих новоселов контролировать стройку и добиваться качественной работы подрядчиков. Есть заказчик, он получает за это свои проценты от объема выполненных строительно–монтажных работ. Тяжело, неподъемно? Значит, нужно менять подходы: расширять собственную службу технадзора, усиливать отдел по работе с обращениями. Такова позиция госконтроля. До конца июня УКСу предстоит найти свои варианты перемен к лучшему.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter