В наших магазинах по-прежнему сложно купить озерную рыбу

Хочется устроить рыбный день

Наша страна оказалась второй в мире по импорту норвежской форели. Красная рыба — хорошо, но дорого. Вопрос, который звучит из года в год: почему на прилавках магазинов нет дешевой озерной и речной рыбы? Ведь в 2017–м у нас было 144 арендатора озер и водоемов. На год квоты для промыслового и любительского рыболовства составили более 22 тысяч центнеров. Если их выполнить, на каждого жителя страны пришлось бы 23 килограмма своей рыбы. Но не сложилось. Наш корреспондент проехалась по рыболовным угодьям и рыбоводным водоемам нескольких районов Брестчины и сделала неутешительный вывод: признаков присутствия арендаторов на берегах нет, рыбы в магазинах — тоже...

Андрей Лукьянов и Александр Юркевич
ФОТО ВАЛЕНТИНЫ КОЗЛОВИЧ

Береза. Магазин «Бригантина» ОАО «Опытный рыбхоз Селец». В продаже — живой карп, толстолобик и белый амур. Полуфабрикаты — рыбный фарш, набор для ухи из карпа. Заместитель начальника Брестской областной инспекции охраны животного и растительного мира Сергей Штык со знанием дела интересуется, где же озерная рыба. Продавец пожимает плечами. «Сельцу» в минувшем году доводились квоты на промысловое рыболовство в арендованных водоемах — водохранилище Селец, озерах Черное, Белое и в каналах электростанции. Заместитель директора рыбхоза Сергей Стельмашук заверил, что квоты выполнены и рыба в продаже бывает:

— Озерная продается в нашем фирменном магазине. Правда, в основном вяленая. В охлажденном виде поставляем в одну из торговых сетей страны.

Озеро Споровское — крупнейший естественный водоем на Брестчине — два года от квот на вылов «отдыхало». Желающих взять его в аренду после скандала с прежним арендатором («Волна на Споровском озере», «СБ» за 7 мая 2015 года) найти было непросто. Браконьеры в это время не дремали. Сотрудники Госинспекции охраны животного и растительного мира изъяли за год из воды и хранящихся «по домам» 8 километров сетей (размер озера 5,6 на 3 километра).

фото рейтер

С Сергеем Штыком идем по берегу. Он обращает мое внимание на лодки, которые ночью выходили на озеро, это выдают осколки подмерзающего у берегов льда:

— Сегодня в Спорово можно купить рыбу? — интересуюсь у прохожего.

Молчит, подозрительно поглядывая на незнакомцев. Я в курсе, что рыбу здесь продают только знакомым, случайным людям — ни в коем случае.

В конце 2017 года Брестский облисполком наконец заключил договор аренды на рыболовство с ООО «Ривланд». С предпринимателями — Александром Юркевичем и Андреем Лукьяновым — разговариваем на берегу.

Ребята взяли в рыболовецкую бригаду 11 споровских рыбаков и одного из деревни Кокорица Дрогичинского района. Опломбировали разрешенные для лова сети. Получили промысловые билеты. Ждут, когда станет лед, и — вперед. Уже получены квоты на 2018 год: 330 центнеров на промысловое рыболовство и 58 центнеров на платное любительское. Сбывать законно добытых споровского ерша и окуня намерены в Бресте и Минске. Опыт у обоих есть. Андрей занимался выловом рака в Витебской области. Александр арендует водоем в Пружанском районе — под рыбоводство. Споровское взял под рыболовство. Это два разных вида деятельности, которые, увы, даже в некоторых райисполкомах не различают.


Сергей Штык уточняет:

— Рыбоводство — это разведение и выращивание рыбы в искусственных условиях. Получение водного объекта в аренду под рыбоводство — это не только право вылавливать сетями выращенную рыбу круглый год, в том числе и в период нереста, но и обязанность, выполняя доведенные задания, продавать ее жителям страны.

Добавлю, любительским ловом на рыбоводческих водоемах заниматься нельзя, ветеринарные правила запрещают, но арендаторы нередко именно это там и организуют.

Общая для рыболовных и рыбоводных арендаторов задача — содержать прибрежные полосы в надлежащем порядке. Берег Споровского озера сегодня грязный. Кое–где пустые бутылки собраны в кучи. Возможно, новые арендаторы принялись наводить порядок? Сергей Штык надеется, что у них все получится:

— Учитывая специфику этого озера и труднопреодолимую страсть споровцев к браконьерству, Госинспекция продолжит держать озеро под особым контролем.

В Березовском районе озерной рыбы мы не нашли. Едем в Кобринский. Озеро Любань около деревни Дивин пару лет назад было сдано в аренду на 10 лет ЧТУП «Брестская рыбная компания» для ведения рыболовного хозяйства.

— Продают у вас ерша и карася? — интересуюсь у местных жительниц.

Качают головой:

— Нет.

Директор «Брестской рыбной компании» Денис Комаров в прибрежной полосе построил базу отдыха, однако от аренды озера отказался. В Дивине говорят, что ничего предприниматель не делал: ни порядка на берегу не наводил, ни озеро не зарыблял, а ловил как браконьер для своего ресторана. Квоту в 100 центнеров, выданную ему на 2017–й, не выполнил.

Денис Комаров с обвинениями не соглашается:

— У нас не было никаких конфликтов с местными жителями, власть нам помогала, но, признаюсь, мы поняли, что это не наш род деятельности. В аренду нужно много вкладывать финансов и сил, разбираться, а я больше в строительстве спец, а не в рыболовстве... От аренды отказались, от магазина в Бресте тоже.

Павильон, к слову, стоял на Брестском рынке. Сегодня вместо рыбы — куриные яйца.

Директор ТУП «Брестский рынок» Александр Ивашкевич подтвердил, что сейчас на рынке живую рыбу не купить:

— Предприниматели, которые торговали у нас, ушли по каким–то своим причинам. А для рыбхозов горисполком выделил площадку на улице Мицкевича.

Впрочем, толстолобика и карпа в любой день можно купить и в супермаркетах. За ершами, карасем и щукой — на речку или озеро. Самостоятельно, с удочкой. На рыбное изобилие от арендаторов надежды пока никакой...

КОМПЕТЕНТНО

Виталий Печко, начальник отдела контроля государственной собственности и использования земель КГК Брестской области:

— Нашими специалистами неоднократно устанавливались факты невыполнения условий договоров аренды водных объектов. Арендаторы неохотно направляют средства на создание условий для любительской рыбалки и содержание в надлежащем состоянии прибрежных полос рыболовных угодий. Приниженная требовательность арендодателей к арендаторам — препятствие на пути эффективной рыбохозяйственной деятельности, контроль за которой в райисполкомах возложен на зоотехническую службу, а там отсутствуют специалисты требуемой квалификации.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ольга Борейша, главный специалист ГО «Белводхоз»:

— Квоты на вылов рыбы на 2018 год по промысловому рыболовству — 9.246 центнеров, по любительскому — 7.138. Меньше прошлогодних. Снизилось и количество арендаторов — до 124. Необеспечение выполнения квот в течение года является одним из оснований для расторжения договора аренды рыболовных угодий. С арендаторами, ненадлежащим образом выполняющими свои договорные обязательства, арендодатели расстаются.

МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ

Татьяна Титова, начальник отдела контроля за охраной и использованием объектов животного мира Госинспекции охраны животного и растительного мира:

— Такая ситуация сложилась из–за отсутствия должного контроля за деятельностью арендаторов водных объектов — как занимающихся ведением рыболовного хозяйства, так и рыбоводов — со стороны арендодателей, то есть местных властей. Зачастую облисполкомы проявляют недальновидность, передавая рыболовные угодья любому желающему, лишь бы снять с себя ответственность за их охрану. А иногда, как в случае с ЧТУП «Брестская рыбная компания», причиной невыполнения обязательств аренды является смутное представление руководителей, чаще всего частных предприятий, о ведении рыболовного хозяйства, что в конечном итоге приводит к расторжению договоров аренды.

valentinak3@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter