Хлеб модернизации

Государство всегда будет контролировать продуктовый рынок...

Государство всегда будет контролировать продуктовый рынок. Это лейтмотив посещения Президентом ОАО «Минский комбинат хлебопродуктов». Разговор о собственности зашел сразу, как только Александр Лукашенко прибыл на предприятие. Речь не идет об абсолютной госмонополии. Но основные игроки, которые, собственно, делают погоду на рынке, приватизированы быть не могут.


Минский КХП — мощное производство. И значительная часть системы обеспечения столицы хлебопродуктами. И вся эта десятилетиями функционирующая как единое целое цепочка, обратил особое внимание Президент, должна контролироваться государством: поле — переработка зерна — хлебозаводы. По всей стране. Аналогичный подход и к другим производствам основных продуктов — мяса и молока. При этом никто не собирается закрывать рынок от частника, сделал важное уточнение Президент. Частных, созданных бизнесом самостоятельно, производств может быть хоть тысячи. Но исконно государственные таковыми и останутся. Логика железная: это самый эффективный инструмент формирования оптимальной конъюнктуры рыночными методами. Именно на крупного производителя в своей коммерческой деятельности равняются те, кто помельче. В том числе и в ценообразовании. Президент объяснил просто:


— Люди должны быть всегда обеспечены необходимым.


Ну а коль государство берет на себя управление важнейшими производственными сферами, то принимает и ответственность за их развитие. На примере Минского КХП и отрасли хлебопродуктов в целом несложно заметить, что как собственник действует оно вполне эффективно. Можно привести массу цифр, иллюстрирующих прогресс — объемы, внешняя торговля, импортозамещение. Но надо ли? Цифры цифрами, а наглядно результат развития хлебопереработки, уверен, видит каждая хозяйка, когда идет в магазин. И против факта достаточного выбора на прилавках муки, круп и макарон белорусского производства не поспоришь. Уже и не верится, что всего чуть более пятилетки назад здесь практически безраздельно хозяйничал импорт. Растет эффективность отрасли. Она зарабатывает все больше валюты. Одновременно повышаются доходы работников. Страна сама себя обеспечивает необходимыми продуктами. Здесь очень тесно переплетены категории экономической и продовольственной безопасности государства.


Сам Минский КХП — весьма рельефное отражение процессов, протекающих в отрасли. Активно обновляется производство, осваиваются новые виды продукции, растут ее выпуск, экспорт, прибыль, заработки сотрудников. Президент прошел по цехам и не скрывал, что удовлетворен увиденным. Похоже, что в ближайшей перспективе модернизации основных направлений продовольственного производства на государственном уровне будет уделяться самое пристальное внимание. Ничуть не меньшее, чем деревообработке. Ведь сама природа этих направлений схожая. Сырье — свое. Приложить к нему труд и новые технологии — отдачу получишь многократную. Именно на это в первую очередь и нацелена стратегия модернизации в целом.


Под занавес сотрудники предприятия угостили Президента продукцией собственного производства. В преддверии масленичных дней на столе появились блины из своей муки. Отведали и журналисты. Выше всяких похвал! А перед тем как покинуть комбинат, Александр Лукашенко ответил на вопросы корреспондентов.


О модернизации


— Кто искусственно хочет загубить дело, тот подвергает критике нормальный и естественный процесс. Если не модернизировать, то предприятие развалится. Модернизация должна быть всегда — это постоянный процесс. И если я его актуализирую, значит, где–то мы немного отстаем. Это во–первых. А во–вторых, и это главное, даже там, где мы не отстаем, надо ускориться. Потому что сейчас конкуренция усиливается. В том числе и в связи со вступлением наших основных партнеров в ВТО. Вот почему я подстегиваю эти процессы.


О «девальвации»


— У нас сегодня нет никакой необходимости девальвировать национальную валюту. Но если кто–то думает, что модернизацию можно провести за счет девальвации, мне такая модернизация не нужна. Я не хочу проводить периодически общество через кризисы и потрясения ради того, чтобы построить здание или поставить новую линию. Мы лучше дольше, но спокойно проведем эту модернизацию... У нас сегодня объективных причин для девальвации национальной валюты нет. Более того, в последнее время Председатель Правления Нацбанка мне докладывает, у нас вообще хорошие процессы пошли. Население, юридические лица стали меньше валюты покупать. Национальный банк, наоборот, больше скупает, нежели продает. Зачем, спрашивается, на ровном месте создавать проблему, которая сотрясает все общество?


О приватизации


— Это досужие рассуждения или отдельных, возможно, чиновников, или тех, кто хочет прощупать, что скажет Лукашенко по поводу приватизации этих предприятий. Не дождетесь! Никто за бесценок предприятия продавать не будет. Если кто–то хочет купить МАЗ... В данном случае Россия — объединить МАЗ и КаМАЗ, условия я предложил. Пока никакой продажи и обмена собственностью не будет. Давайте объединимся, как будто мы обменялись друг с другом акциями, объединимся без продажи, отработаем систему, увидим результат. То есть зарплата повысится, на складе не будет продукции, будем продавать более эффективно, по более высокой цене, никого не пустим на наш рынок, больше будет налогов в белорусский и российский бюджет. Вот когда мы поработаем таким образом, тогда я со спокойной душой смогу продать акции МАЗа. Только так. А просто так, не видя результата, я никогда на это не пойду.


Видимо, пока я неделю отсутствовал, вы уже «нахомутали» тут... Кому–то что–то продать. Нет, успокойтесь. Я уже приехал в страну, продавать ничего не будем.


О спорте


Не думаю, что нам надо ущемлять какую–то отрасль. В том числе спорт. Там не такие большие деньги по сравнению с теми странами, с которыми мы боремся. Вопрос в другом — в распределении этих средств... Мне стыдно говорить и слушать о том, как играет наше минское «Динамо» (хоккейный клуб. — Прим. ред.). А то, что сотворила сборная по хоккею, — ни в какие рамки не лезет. В ближайшее время мы разберемся с этим. На велотреке наших и близко нет. А ведь просили меня: вы нам постройте велотрек, мы вас засыплем медалями. Где этот результат? У меня на следующей неделе будет разговор с недавно назначенными министром спорта, помощником и первым вице–президентом НОК. У них и спрошу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter