Василий Ливанов снял в документальном фильме-автобиографии

Кавалеры приглашают дам

Шерлок Холмс нашего уезда — Кузнец своего счастья — Старая пластинка Алексея Рыбникова — Великолепная простота Алексея Грибова
Шерлок Холмс нашего уезда — Кузнец своего счастья — Старая пластинка Алексея Рыбникова — Великолепная простота Алексея Грибова.

Чего только не бывает в мире, каких только удивительных совпадений, наталкивающих на мысль о кем–то написанном для нас небесном сценарии. Кто бы мог подумать, что любимец модной публики, завсегдатаев сумрачных кальянных комнат английский актер Бенедикт Камбертбэтч и наш, свой в доску Василий Ливанов, — оба исполнившие в кино роль флегматичного, но проницательного сыщика Шерлока Холмса, — родились в один день, 19 июля. Камбертбэтч еще молодой, покрутится. Он только–только вступает в творческую зрелость. Василий Ливанов, отметивший 80–летие, подводит некоторые итоги и вспоминает славные деньки кинокарьеры в документальном фильме «Василий Ливанов. Кавалер и джентльмен».

У одного с юности трости и котелки, твидовые пиджаки, чай в пять часов вечера, строго по расписанию, у другого — жизнь в семье народного артиста СССР, лауреата пяти Сталинских премий Бориса Ливанова, лучшие шмотки и игрушки, подмосковная дача, Крым, сидение на коленках у Пастернака, Довженко и прочей богемы того времени. И круг друзей детства, впоследствии ставших знаменитыми в разных сферах. Как водится, Ливанов устраивал бунт против этого самого сытого уклада, которому так завидовали многие из его ровесников и знакомых по полуголодному послевоенному детству.

Из чувства протеста устроился табунщиком на подмосковный завод, где разводили орловских рысаков. Любовь к лошадям актер пронес через всю жизнь и последний раз сидел в седле во время съемок «Дон Кихот возвращается», когда ему было 60 лет. Много и вдоволь хулиганил, писал сценарии мультфильмов. Крепкий мужик и джентльмен во всем. Роль Шерлока Холмса актер любит. Все–таки за нее он получил народную любовь и орден Британской империи в 2006 году, чем вызвал тогда глубокое неудовольствие режиссера Игоря Масленникова, но об этом в эти дни не вспоминали. А Масленников даже нигде не сказал ни слова об актере. Слишком много крови тот попил у него в свое время.

Сегодня дома Василий Ливанов завел похожий камин в викторианском стиле. На стене фотографии, связанные с ролью Шерлока Холмса. В том числе фото скульптурной композиции героям советской экранизации Конан Дойла возле британского посольства в Москве на Смоленской набережной.

Думаю, товарищ Сухов из фильма «Белое солнце пустыни» не менее любим зрителями, чем и экранный Шерлок Холмс. Актера Анатолия Кузнецова, ушедшего в 2014 году, вспомнили на телеканале «Культура». Неожиданным оказалось то, что Кузнецов тоже был выходцем из рафинированной московской семьи певца Бориса Кузнецова. Не считал себя исполнителем одной роли, о чем свидетельствует и его богатая ранняя фильмография. Актер был страстным путешественником, объездил полмира. Побывал в Марокко, Мексике, Исландии, Лаосе, Африке. Из каждого уголка привозил редкие сувениры. Увлекался лечебным голоданием.

Судьба бросала его в такие же дальние путешествия, как графа Алексея Резанова, ставшего героем рок–оперы композитора Алексея Рыбникова «Юнона и Авось». Честно говоря, в честь дня рождения этого замечательного мелодиста послушал бы уже и что–нибудь другое, чем набившее оскомину «Я тебя никогда не забуду» из спектакля Марка Захарова. Все хорошо в меру, но вот с исполнением этой композиции явно переборщили. Тем более и сам композитор песенку, побившую рекорды по исполнению, не считает вершиной своего творчества.

А вы заметили, как мало стало хорошего юмора на телеэкране? Все относятся к себе и своему «наследию» чересчур серьезно. Программа «Великолепная простота Алексея Грибова» напомнила о славном юморе знаменитых мхатовских стариков, к которым причисляют и Грибова.

Однажды, например, вместе с другом актер принес в баню три килограмма живых раков, которые в какой–то момент просто расползлись, приведя в ужас посетителей. А на съемках картины «Начальник Чукотки» Грибов накрывал стол в своем гостиничном номере и учил режиссера Виталия Мельникова, как правильно распределять силы во время застолья, которое рассматривал как метафору жизни и творчества. Может быть, потому жизнелюбивый Мельников, помня уроки своего учителя, снимает до сих пор.

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 139 (24769). Пятница, 24 июля 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter