Каторга в цветах

«Вы испортите свое доброе имя!» — так напутствовал один из начальников Минкульта СССР композитора Родиона Щедрина
Пчелка Майя — Возвращение блудной дочери — Кони и избы Нонны Мордюковой — Критиков к ответу!

«Вы испортите свое доброе имя!» — так напутствовал один из начальников Минкульта СССР композитора Родиона Щедрина, когда тот сообщил ему о своем решении жениться на балерине Майе Плисецкой. И только раззадорил. Авторы фильма «Майя. Великолепная», посвященного 90–летию со дня рождения всемирно известной балерины, сосредоточились именно на истории любви балерины и композитора. Любовь эта была долгой и счастливой, но трудной именно из–за внешних обстоятельств. Слишком часто в их жизнь вторгались, пытались подсказать верное решение, корректировать поступки.

Насыщенная лента состоит из монологов Плисецкой и Щедрина 2005 года. Снимали фильм в Москве, где более 50 лет балерина танцевала на сцене Большого театра. Также были кадры с дачи семьи в Литве, где дом стоит у самого настоящего лебединого озера. Озеро местные литовцы так и прозвали Плисецкое.

Майя Михайловна говорила: «В начале было не слово, а жест, потому что слово не все поймут, а жест поймут все». В истории балета было много известных балерин, но даже внешне таких, как она — рыжих и зеленоглазых, не было. Своими главными качествами Майя Михайловна называла любопытство и хулиганский нрав. Несмотря на то, что Хрущев вместе с высокими гостями десятки раз смотрел «Лебединое озеро» и его от этого балета уже тошнило, это не мешало властям долгое время считать танцовщицу английской шпионкой. Черная машина провожала ее домой после каждого спектакля. В середине 50–х ее перестали выпускать на гастроли.

Помог муж Родион Щедрин. Вместе с французским писателем Луи Арагоном, стоявшим на коммунистических позициях, они написали подробное письмо Хрущеву в защиту Плисецкой, и Хрущев им поверил. Правда, на первые гастроли министр культуры Фурцева напутствовала балерину своеобразно: «Постарайтесь станцевать так, чтобы большого успеха не было». Но он, конечно же, был.

Ей завидовали — хорошо иметь мужа–композитора! А они на все сплетни отвечали работой. Щедрин писал для нее балеты: оркестровал «Кармен» Бизе, после появились «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». «Это продлило мой балетный век на верных двадцать пять лет», — признавалась Майя Плисецкая. После ее ухода из жизни композитор с журналистами не общается...

Имя балерины Натальи Макаровой известно меньше, чем имя Плисецкой. Но даже внешне они немного похожи. Интересно сравнить эти судьбы. В какой–то момент Майя из–за запретов была близка к самоубийству, Макарова поступила иначе. В 1970 году после одиннадцати лет работы в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова на гастролях в Лондоне она попросила политического убежища и стала невозвращенкой. В этом же году уехала в США и стала примой Американского театра балета. Документальный фильм «Наталья Макарова. Две жизни» рассказал о жизни балерины в СССР и на Западе. Сейчас она живет в США, где у нее семья.

Документальный фильм «Нонна Мордюкова. Душа нараспашку» провел своеобразную инвентаризацию мифов вокруг Мордюковой. Актриса отвергла ухаживания режиссера Сергея Герасимова, и тот отомстил ей своеобразно: утвердил на роль Аксиньи в «Тихом Доне» Элину Быстрицкую. Удар и стресс были столь велики, что на какой–то момент у Нонны Викторовны отнялись ноги. «В какое чучело ты меня превратил! — заявила она Михалкову на съемках «Родни». — Ты издеваешься над русской женщиной, барчук!» Об этом скандале, наверное, знают все. Как и о том, какой властный, неуживчивый характер был у Нонны Викторовны. После преждевременного ухода сына Володи каждое утро, по воспоминаниям сестры Натальи Катаевой, начиналось со слез. И в 90–е годы постсоветским режиссерам нечего было предложить актрисе. Последнюю свою роль в кино она сыграла в фильме Дениса Евстигнеева «Мама».

На телеканале «Культура» прошла премьера нового ток–шоу «Критик». Первым гостем стала публицист и киновед, театральный критик Татьяна Москвина. Говорили о творчестве Александра Сокурова — вдохновенно, иронично, доступно, не уходя в «измы». Главной темой стала загадочная «тетралогия власти»: «Молох», «Телец», «Солнце», «Фауст». Закончили комплиментарной шуткой: Сокуров — последний из режиссеров, который не знает, что «автор умер», о чем еще в 60–х годах прошлого века заявили французские философы.

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 230 (24860). Пятница, 27 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter