Карточный долг

О пользовании банковской карточкой

С банковской карточкой я давно на «ты». Места много не занимает и деньги хранит надежнее кошелька. Но вот недавно понадобилась «наличка». Набираю пин–код, ввожу сумму — машина отвечает: «вжу–вжу–вжу», выдает чек, пишет «операция завершена успешно»... и все! Я глупо заглядываю во все щели банкомата, еле сдерживаюсь, чтобы не стукнуть по нему, но деньги так ниоткуда и не появляются. Только недовольный банкомат начинает пищать, угрожая «проглотить» еще и пластиковую карту. Проверяю счет — сумма уменьшилась ровно на 150 тысяч рублей, которые и запрашивала. Легкое недоумение сменяется паникой: как доказать, что эта железяка со мной не рассчиталась? Кого взять в свидетели? А еще говорят, что банкомат лучше кассира, потому что у него не бывает плохого настроения, он не грубит клиентам, работает без перерывов, не устает и не болеет... Как бы не так!


Милиционер, дежуривший в метро, где находилось это чудо техники, лишь сочувственно покивал головой: мол, я не первая... По телефону, указанному на карточке, только посоветовали обратиться в банк для прояснения спорной ситуации. Ощущение было такое, будто ограбили среди бела дня.


Когда писала заявление в банке, рядом такую же бумагу заполняла еще одна пострадавшая. Она только через четыре дня обнаружила, что на счете не хватает 400 тысяч, которые безуспешно пыталась снять на рынке в выходной день.


— Вернут ли? — интересовал нас единственный вопрос.


— В 95 процентов случаев возвращают, — обнадежили в отделе пластиковых карточек банка. — Мы ваше заявление тщательно изучим, сделаем запрос в банк, обслуживающий банкомат. Если при инкассации банкомата будут выявлены излишки наличности, это зафиксируют в соответствующих документах. В общем, все проверим–перепроверим и позвоним недельки через 2 — 3.


То есть вот оно как: ваши виртуальные деньги вдруг могут виртуально исчезнуть минимум на полмесяца! А в 5 процентах случаев — навсегда.


У банкиров свои предположения: «Некоторые банкоматы сперва возвращают карточку, потом выдают наличные. Вы долго ждали? Если их не взял тот, кто пришел к банкомату следом за вами, через 30 секунд деньги возвратятся в «чрево» счетной машины». И вообще, на будущее мне посоветовали: большие суммы одним махом не снимать. Либо по частям, чтобы не остаться без средств к существованию, либо — в кассе. Ведь, к сожалению, такие ситуации — не редкость. Представьте, у одного специалиста только одного филиала банка за год 4 тома документов накопилось — считайте, почти тысяча недовольных клиентов. Техника ведь тоже иногда дает сбой. Особенно если мороз, жара или большая нагрузка...


Да, везде, где в качестве посредников присутствуют IT–средства, существуют риски, но кто решил, что это должны быть риски клиента? Сбой может быть разовый, а вот доверие теряется надолго. Проблема в том, что при всех видимых преимуществах расходы по карточке контролировать гораздо сложнее, чем деньги в кошельке. Мало того что давно подмечено: когда рассчитываешься живыми деньгами, отказываешься от приобретения многих необязательных вещей. Но сколько раз, оплачивая «безналом» покупки, я слышала от кассира: «Операция не прошла, введите еще раз код»! И я без задней мысли повторно набирала пин. После инцидента с банкоматом впервые закралось подозрение: выдаваемая ошибка вовсе не означает того, что деньги не списаны со счета. А «пропажу» нескольких тысяч рублей можно и не заметить в общей сумме.


— Тут 50 на 50, — подтверждают мои сомнения в отделе пластиковых карточек банка. — Но всегда можно уточнить по телефону, указанному на карточке, какие операции проводились, скажем, за последний час–день–месяц и сколько раз была списана такая–то сумма. Был случай, один клиент посидел в ресторане на 5 миллионов, расплатиться решил карточкой, а ему говорят: «Не проходит, терминал не читает». Тогда он рассчитался «наличкой», а потом обнаружил на карточке недостачу. И деньги вернули, хотя чека у него не было!


Думаю, по–настоящему надежные технологии — это прозрачные технологии. Например, некоторые банки ввели услуги SMS–оповещения клиентов о движении денег на их счетах. Снял деньги в банкомате или расплатился карточкой — меньше чем через минуту на мобильный телефон приходит сообщение с указанием вида операции, а также списанной суммы. Расчет прост: владелец пластиковой карты может не только оперативно отреагировать на ошибку системы или действия мошенников, но и контролировать расходы членов семьи, которые тоже могут пользоваться карточкой. Вот при таком подходе пластиковая карта действительно станет полезной и удобной, безналичные расчеты будут расти, а в кассу не будут дважды в месяц выстраиваться очереди пугливых клиентов за «наличкой».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter