Карточка–выручалочка

Разговоры о том, что бумажные квитки на проезд в автобусах, троллейбусах и трамваях сменит специальный бесконтактный «пластик», ходят уже давно...

Разговоры о том, что бумажные квитки на проезд в автобусах, троллейбусах и трамваях сменит специальный бесконтактный «пластик», ходят уже давно. А недавно транспортники раскрыли карты: по планам новой системой оплаты пассажиры в Минске смогут воспользоваться уже через два года. Безбилетников станет меньше, а значит, повысится рентабельность перевозок. Специалисты сейчас изучают опыт коллег из Чехии, Латвии, России. Итак, как вскоре будем платить за проезд?


В «Минсктрансе» меня уверили, что турникетов на входе в автобусы и троллейбусы, как в Москве, не будет. Есть масса других интересных способов добиться уменьшения числа безбилетников. Так, в планах заменить устаревшие компостеры электронными аналогами. Они примут к оплате бесконтактный проездной и отпечатают на разовом талоне время, номера маршрутов и транспортного средства. А в случае проверки контролерами система блокируется и «зайцы» уже не успеют оплатить проезд.


— Некоторые умельцы умудряются проехать по одному талону аж по десять раз, — признает начальник управления автоматизированных систем управления и вычислительной техники «Минсктранса» Владимир Лежнюк. — Придумано много способов «восстановить» прокомпостированный билет. Вскоре такие махинации будут исключены. Проще станет и ревизорам, и добропорядочным пассажирам.


Транспортники рассматривают и другие заманчивые предложения. Например, в Европе особой популярностью пользуется электронный билет. Механизм оплаты простой. Необходимо поднести карточку к специальному считывающему устройству в общественном транспорте. Вроде бы удобно. Пассажиру не придется судорожно искать на улице газетный киоск, проталкиваться к водителю или ждать кондуктора. Только периодически пополнять счет в ближайшем инфокиоске или специальном пункте. А еще при такой системе не нужны кондукторы. Значит, необходимо ужесточить контроль за безбилетниками на линии. Всего необходимо 500 ревизоров, но пока в штате «Минсктранса» лишь 120.


Впрочем, есть и неоспоримые плюсы: электронный билет позволит разработать гибкую систему скидок. Например, пассажирам, которым нужно добираться из одного конца города в другой с несколькими пересадками, предложат заплатить не за количество поездок, а за время, проведенное в пути. Удобно! Ведь многим даже выходило дешевле воспользоваться услугами маршрутного такси, чем покупать три талона. А сколько жалоб поступало на «горячие линии» «Минсктранса», когда троллейбус или трамвай на каком–либо участке заменяли временными автобусами!


— Рассматриваем и другие интересные варианты, — продолжает Владимир Лежнюк. — Наши пассажиры очень не любят платить за одну остановку. Понятно! Ведь за те же деньги можно добраться из одного конца города в другой. Электронная система позволит учесть эту особенность и, возможно, сделать соответствующие скидки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter