Виданное ли дело: Польша вцепилась в Германию из-за… русского художника!

Картина маслом

Виданное ли дело: Польша вцепилась в Германию из-за… русского художника! На фоне неуемной и бесцеремонной русофобской кампании по сносу памятников не только освободителям Европы от фашистского ига, но и Пушкину, Гоголю, Чайковскому, другим мировым классикам искусства и литературы имущественные претензии панов тянут почти на рекорд. Не забудем, что они еще требуют от партнера по НАТО и Евросоюзу репараций на 1,4 триллиона евро — за то, что в свое время фашисты сделали с будущим союзником.

Все смешалось в доме напротив — через западную границу. А с великим русским художником-абстракционистом и вообще картина маслом получается: выходит, полякам то выгодно, что чего-нибудь стоит. В смысле, если из этого извлекается выгода, реальная, материальная, то политика может и подождать. Типичный польский меркантилизм! Но как бы из-за этой плохо скрываемой алчности не разгневался хозяин Варшавы в Белом доме. Впрочем, об этом чуть ниже…

Зачастую, когда в доме пожар, далеко не все соседи стараются помочь справиться с огнем или его последствиями. Иные особи в это самое время настойчиво ищут, чем бы поживиться. Тем, что плохо лежит или не успело сгореть. Элементы тихого бытового мародерства на фоне европейского пожара сегодня особенно присущи польским политикам. Причем их аппетиты одинаково возбуждаются по отношению к терпящим бедствие друзьям — закадычным и заклятым. Все равно, был бы живой, то есть корыстный интерес, а пан своего не упустит. И чем дальше «в лес», тем поляков заносит все больше.

О притязаниях на западные украинские земли со стороны корыстных польских политиков сегодня не знают только глухие и слепые. Под шумок СВО, которую проводит Россия, нынешнее польское руководство почти открыто поглядывает на Львов и некоторые окружающие его земли. Нашим читателям напомню историю вопроса. В сентябре 1939 года Львовское, Тернопольское и Станиславское воеводства, входившие после распада Австро-Венгрии в состав Польши, были включены в состав Советского Союза и переданы в Украинскую ССР. При этом политическое значение этих территорий для современной Украины огромно — именно здесь самое кубло лютого национализма. Именно эти сакральные для украинских националистов и властей земли Польша всегда считала своими.

Дальше про тех, кто открывает свое истинное лицо на пожаре, при чужой беде. Поляки кинулись во все легкие примерять на себя роль буфера в антироссийской и антибелорусской кампании, развязанной США, НАТО и ЕС. Что называется, застоялись, заждались, прячась под маской добропорядочных соседей. Не буду говорить о милитаристских (вплоть до желания распоряжаться чужим ядерным оружием) амбициях поляков — об этом тоже хорошо всем известно.

А вот о воровстве памяти с их стороны сказать в контексте заданной темы вполне уместно. И об уничтожении реликвий, представляющих определенную художественную ценность, тоже. Откровенные варвары, рядящиеся в тогу прогрессивных европейцев, взялись за искоренение на своей земле, когда-то очень обильно политой кровью советских солдат — освободителей от фашизма, памятников в их честь. Всего насчитывалось около сорока обелисков. Сейчас восемь снесены, и эти танцы на костях активно продолжаются. Скажем, за сносом монументов советским воинам в польских городах Глубчице, Бычина, Боболице и Сташув можно было в прямом эфире следить в интернете.

Судя по всему, неблагодарные варшавские правители не успокоятся, пока полностью не избавятся от советского прошлого. Их прыти хватает на все, а памяти — ни на что. Похоже, любая связь — косвенная или очень удаленная — со всем советским, а сейчас и русским, напрочь выкорчевывается, обгаживается и не допускается. И вот на этом фоне вдруг не верю своим глазам: поляки прямо вцепились в картину известного русского художника-абстракциониста Василия Кандинского и готовы за нее пойти на международные осложнения. С той же Германией, которой постоянно в последнее время достается от агрессивного европейского соседа.

Из-за чего сыр-бор? Оказывается, немецкий аукционный дом решил продать одну из абстрактных акварелей Кандинского за 310 тысяч евро. И уже вроде состоялась сделка, но официальная Варшава зашлась во гневе. Не потому, что немцы, на словах тоже отрекаясь от всего русского, на деле не прочь на нем же и заработать. А потому, что на акварели Кандинского хочет заработать Польша. Якобы картина украдена из Национального музея Варшавы в 1984 году. Тут же возбудился польский минкульт, который, ссылаясь на стандарты международного рынка искусств, намерен все же вернуть почти проданное в частные руки полотно.

Похоже, оба союзника даже не стесняются публичной ссоры. По сути, так и не очень денежной. Но самое главное — явный русский след повязал обоих! Стало быть, если про деньги, пусть даже такие скромные, то на национальную принадлежность, вкус и цвет товарищей в Евросоюзе нет. Еще, правда, неизвестно, как Кандинский попал в варшавский музей — это раз. И два: почему сразу, с 24 февраля, от него не отреклись и публично не сожгли вместе с другими возможными русскими произведениями на Замковой площади Варшавы? Кто не знает, Василий Васильевич Кандинский — гражданин прежде всего России, жил и творил в 1930-х годах в Берлине, а потом сбежал от нацистов в Париж, где и умер в 1941 году. Он русский художник, один из самых дорогих в мире на то время, и уж с Польшей его пути, кажется, никоим образом не пересекались. А вот поди ж ты — пригодился, раз речь зашла о пенензах…

Больше того, замминистра индел Польши Мулярчик сказал, что эта сделка «отражает более широкое нежелание Германии вернуть Польше украденную собственность». Иными словами, украденную нацистами во время Второй мировой войны. Слово за слово, и даже до мозга костей русский Кандинский для поляков хорошо ложится в контекст посланной правительству Германии ноты о компенсации потерь от гитлеровского фашизма. И тот же Мулярчик — один из ее авторов, кстати.

Вконец запутались жадные до прибылей паны, кто их союзник, кто варвар, а кто подельник…

И это еще не все наскоки поляков на немцев. Мулярчик и иже с ним не унимаются, бранятся и пуще прежнего требуют от Берлина уже не картину-акварель, а ни много ни мало — «установить в Германии памятник польским жертвам Второй мировой войны». Надо полагать, «высокая польская делегация» узрела во время визита «как можно более достойное место» для подобного обелиска где-нибудь возле бундестага.

Тут даже я, честное слово, ничего возразить не могу. Разве лишь дать совет — и палачам, и их жертвам: чтобы возведение обелиска и впрямь погибшим от рук фашистов миллионам поляков обошлось немецким налогоплательщикам дешевле, можно использовать фрагменты и целые композиции снесенных в Польше памятников советским воинам, действительно освободившим западных соседей от этих самых нацистов. Да еще и перечислить потерявшим мораль, совесть, память, но не счет своей выгоде панам несколько миллионов евро за поставленные вторичные стройматериалы.

Прости, Господи, вот такая неприглядная картина маслом…

mikhovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter