БЕЛАЗ становится главным проводником интересов Беларуси в Кемеровской области

Карьерный рост

Для Кемеровской области, включающей в себя Кузнецкий угольный бассейн, Беларусь и БЕЛАЗ не просто родственные лексемы, но вполне тождественные понятия. «Мы говорим Беларусь, подразумеваем — БЕЛАЗ» — вполне мог бы сформулировать пролетарский поэт, случись ему побывать на угольных разрезах Кузбасса. В этом смысле не стоит удивляться тому, что именно завод карьерных самосвалов в XXI веке оформляется в качестве якорного проекта нашей страны во всем Сибирском федеральном округе.

Бросили якорь

Плотному сотрудничеству Беларуси с Кемеровской областью десятки лет. Ровно столько, сколько белорусские БЕЛАЗы работают на угольных месторождениях Кузнецкого угольного бассейна. Символично, что в том же 1947 году, когда в Кузбассе открылся первый в регионе Краснобродский разрез, в Жодино заложили завод, который впоследствии стал снабжать его карьерными самосвалами. Угольный разрез — это предприятие, разрабатывающее месторождения угля открытым способом. За десятилетия белорусские автомобили вывезли из кузбасских карьеров миллионы тонн ископаемого топлива, создав в регионе как устойчивую репутацию машиностроительному предприятию, так и позитивный имидж всей Беларуси.

— У нас с Кемеровской областью за последние два года рекордные цифры взаимного товарооборота, мы вышли уже на показатель 600 миллионов долларов. И в структуре торговли у нас в основном присутствуют так называемые монотовары. Это белорусские карьерные самосвалы. Фактически половина парка БЕЛАЗа работает именно в Кемеровской области, на предприятиях Кузбасса.  
И БЕЛАЗ становится якорным проектом в нашей двусторонней повестке. БЕЛАЗ — это шлейф, если посмотреть нашу товарную таблицу: подшипники, шины, провода, жгуты, крепеж. Он просто, как локомотив, тащит за собой целый шлейф компонентной базы,  — описал значение завода для взаимной торговли посол Беларуси в России Дмитрий Крутой.
Во время посещения послом Беларуси в России Дмитрием Крутым ООО «Б-24».

Впрочем, на значение автозавода для представительства интересов Беларуси в Кемеровской области стоит взглянуть даже шире. На первом этапе действительно БЕЛАЗ обеспечил солидный объем экспорта в Кузбасс. Только самосвалов здесь работает около 4 тысяч единиц. Но в последние годы к поставкам техники прилагается еще и значительный сегмент, связанный с сервисным обслуживанием и ремонтом. В 2018‑м в Кемеровской области стартовал новый амбициозный проект предприятия: был заложен крупный центр технической поддержки. Строительство осуществлял официальный представитель ОАО «БЕЛАЗ» в регионе — компания «Б‑24».  
Проект получился в полном смысле слова союзным: инфраструктуру центра финансировали за счет субсидий правительства России, регион выделил землю на льготных условиях, а в само строительство инвестировали уже белорусы.
В 2020 году центр ввели в эксплуатацию. Задачей предприятия определили обеспечение ремонтов всех видов сложности и в кратчайшие сроки. Три года спустя предприятие реализует уже вторую очередь центра техподдержки: площади, возведенные в 2020‑м, загружены на 100 процентов.

— Сейчас мы занимаемся абсолютно всеми видами ремонта, что касается карьерной техники БЕЛАЗ, абсолютно каждым узлом нашего большого карьерного самосвала. Приступили и к ремонту двигателей внутреннего сгорания. Это, наверное, один из самых сложных узлов в технике, — говорит генеральный директор ООО «Б‑24» Денис Дудинец.


Предприятие уже создало несколько сот рабочих мест и планирует развиваться дальше. Компетенций для этого достаточно, рассказывает Денис Дудинец, кадры постоянно проходят обучение на заводах‑изготовителях — и машин, и отдельных узлов. Обеспеченность оборудованием также на высоком уровне. «Вам уже можно здесь БЕЛАЗы собирать», — с долей юмора отметил Дмитрий Крутой.

Впрочем, в каждой шутке, как говорят, только доля шутки.  
Вопрос сборки белорусской техники в Кузбассе поднимается не в первый раз. В июле эту тему обсуждали Премьер‑министр Беларуси Роман Головченко и губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев на встрече в Минске.
— Будем плавно переходить к сборке здесь (в Кемеровской области. — Прим. ред.). Так что интеграция у нас идет постоянно, особенно с точки зрения развития науки и технологий, — отмечал тогда губернатор региона.

Сегодня вопрос сборки не закрыт. Реализация второго этапа центра технической поддержки на это как бы намекает.

— В первом приближении такое поручение (о сборке техники. — Прим. ред.) Премьер‑министр дал. С учетом того, что БЕЛАЗ начнет заниматься в том числе продажами и пассажирской техники, мы могли бы подумать о сборке каких‑то видов машин и на базе шасси МАЗа, — сообщил Дмитрий Крутой.

Синергия потенциалов

Реализация через белазовский центр пассажирской, сельскохозяйственной и коммунальной техники — это новая ступенька в развитии представительства завода в Кемеровской области. Уже начал работу мультибрендовый центр продаж белорусских машин. Сейчас на стоянке перед офисным зданием предприятия можно увидеть линейку тракторов МТЗ и комбайны «Гомсельмаша». Завершает подписание дилерского договора компания «АМКОДОР», она поставит сюда коммунальную и дорожную технику. Неудивительно, что «мультибрендовую» тематику в России подхватил именно БЕЛАЗ. У предприятия одна из наиболее выстроенных дилерских сетей. К тому же практика показывает, что в некоторых случаях продажи с одной крупной площадки эффективнее, чем с ряда небольших монобрендовых.
В посольстве Беларуси в России, к примеру, считают, что только тракторов МТЗ в Кемеровской области можно было бы ежегодно обновлять до 350 единиц: всего в регионе их эксплуатируется 7,5 тысячи.  
Однако за прошлый год покупка фермерами и сельхозорганизациями Кузбасса белорусских тракторов составила до 60 единиц, и существует намерение при посредничестве структур БЕЛАЗа, его филиальной сети и сервиса запчастей, потенциально поднять продажи в 2 — 3 раза. Хорошая перспектива в регионе и для продукции МАЗа — как грузовой, так и пассажирской. Словом, синергия продаж должна сказаться на итоговых цифрах. В случае успешной реализации этой модели опыт будет масштабирован на другие регионы России.


— Конечно, мы видим высокий рост и популярность мультибренда. И наш уровень компетенций и круг общения позволяют предлагать не только карьерный самосвал. Мы готовы предлагать потребителям технику как карьерного, так и дорожного типа в виде тех же грузовиков МАЗ, и дорожную технику, и тракторы, — уверен генеральный директор ООО «Б‑24» Денис Дудинец.

Естественно, кроме продаж техники, компания займется реализацией всего шлейфа навесного оборудования, шин и двигателей, а также сервисным обслуживанием и ремонтом. Перспективный объем работ и услуг огромный.  
Это и дает право говорить о том, что представительство БЕЛАЗа в регионе по факту становится своего рода представительством всей Беларуси.

Реальная виртуальность

Представляя Беларусь в целом, предприятие не забывает и о собственных интересах, которые, впрочем, вполне совпадают с государственными. Вузовское сотрудничество нашей страны с Кемеровской областью тоже во многом идет через посредничество жодинских машиностроителей. Учитывая сильное представительство в регионе, БЕЛАЗ предсказуемо заинтересован в подготовке кадров для собственного центра технической поддержки. Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева — наиболее значимый партнер белорусского предприятия. Взаимодействие стартовало еще в 2016 году. Первым этапом стали образовательные мероприятия для студентов Института информационных технологий, машиностроения и автотранспорта.

— В мире сейчас актуальны цифровизация, автоматизация, роботизация, работа со спутниковыми системами. Наш регион поддерживает развитие этих направлений, в этом заинтересованы и высшие школы, и предприятия реального сектора экономики. В этой сфере пересекаются интересы КузГТУ и БЕЛАЗа. Поэтому мы будем готовить молодые кадры и вести совместные научные исследования сообща с крупнейшей мировой компанией, — отмечал еще в 2020 году ректор вуза Алексей Яковлев.

Благодаря взаимодействию пополнены лаборатории университета: в дополнение к теоретическим стендам появились практические образцы узлов и агрегатов белорусского самосвала: многим из выпускников вуза придется иметь с ними дело на практике.


Среди результатов партнерства компаний и вуза — лекции конструкторов завода для студентов, чемпионаты по решению машиностроительных кейсов и сквер 70‑летия ОАО «БЕЛАЗ» — центральный объект Парка горной техники во внутреннем дворе технического университета. А также открытые в 2017‑м и оснащенные дорогостоящим оборудованием учебные аудитории БЕЛАЗа для студентов Кузбасского политеха: «Гидравлика. Гидромеханика» и «Электрооборудование автомобилей» с динамическим тренажером для подготовки инженеров‑механиков.  
В эти дни обсуждается создание нового проекта — совместной с белорусским предприятием лаборатории виртуальной реальности.
— В 2017 году мы подписали двустороннее соглашение с ОАО «БЕЛАЗ» о сотрудничестве, в его рамках запущена программа, направленная на практико‑ориентированную подготовку через стажировки на самом предприятии. Это лекции специалистов БЕЛАЗа, организация производственной практики студентов, профориентация. Чтобы здесь, у нас, оставались выпускники. Мы единственный вуз, у которого свой самосвал БЕЛАЗ.  

В двух институтах открыты учебные лаборатории. Ежегодно через них проходят около 850 студентов, это люди, которые будут и лояльны к продукции БЕЛАЗа, и уметь с ней работать,
  — рассказал на встрече с Дмитрием Крутым проректор по научной работе и международному сотрудничеству КузГТУ Кирилл Костиков.

Вуз при этом преследует далекоидущие стратегические цели. С одной стороны, область крайне заинтересована, чтобы выпускники задерживались в регионе. А для этого необходимы как рабочие места, так и постоянное повышение квалификации, что вполне совпадает с интересами БЕЛАЗа. С другой стороны, регион намерен вдвое увеличить количество студентов, доведя его до психологической цифры 100 тысяч. И выпускники, работающие на угольных разрезах с белорусскими машинами, — лучшая реклама для образования края.

К полету готовы?

И все‑таки, несмотря на своего рода условную монополизацию БЕЛАЗом сотрудничества с Кузбассом, Минск и Кемерово рассматривают ряд дополнительных перспективных намерений. Первым из них способно стать строительство. В регионе, по словам посла Беларуси, формируется огромная программа по культурным, медицинским, образовательным проектам. Сейчас стороны должны сформировать список объектов, которые готовятся к возведению в российском регионе и в работе над которыми могли бы принять участие белорусские строители. Как ожидается, этот перечень будет охватывать период 2024 — 2026 годов. Нельзя сказать, что Кемеровская область совсем уж терра инкогнита для отечественных строительных компаний. Некоторые поставки на местный рынок уже делали и «Керамин», и «Спецжелезобетон», направляя в адрес контрагентов металлоконструкции и ряд строительных изделий. Премьер‑министр Роман Головченко поставил задачу подыскать для отечественных предприятий проекты под ключ. Очевидно, что в российские регионы сейчас «заходят» серьезные федеральные средства, у самих областных правительств огромные амбиции, поэтому формирование большой производственной программы с Беларусью видится только делом времени.

Вторым номером в потенциальном сотрудничестве могли бы пойти проекты в сельском хозяйстве.

— Губернатор Кемеровской области очень большое внимание уделяет селу, — говорит Дмитрий Крутой. — В последние годы Кузбасс собирает до 2 миллионов тонн зерна, 0,5 миллиона тонн картофеля, развивает теплицы. Пришли огромные инвестиции, 100 миллиардов российских рублей у них уже ежегодная выручка от АПК. Каждый год они растут минимум на 15 процентов. Поэтому, конечно, у региона огромная потребность в технологиях животноводства, тепличного хозяйства. Вот здесь пока наши аграрии разворачиваются недостаточно, как мне кажется. И мы упускаем очень много возможностей. В частности, в регионе анонсирован ряд очень важных проектов в сфере переработки молока. И поэтому моя задача как посла и заместителя Премьер‑министра — найти партнеров и предложить выгодные решения от белорусских производителей: если это получится, будет очень здорово.

Отдельная история — белорусские продукты. Местные магазины явно не страдают от засилья белорусских товаров. Тем более что значительная часть продовольствия здесь завозная. Поэтому как у фирменной торговли белорусских предприятий, так и у местных бизнесменов хорошие перспективы занять эту нишу с помощью мясной и молочной продукции из Беларуси.


Третьей важной составляющей взаимного сотрудничества может стать традиционно обсуждаемая с российскими регионами тема развития туризма, взаимных поездок и тесно связанный с ней вопрос прямого авиарейса между Минском и Кемерово. Пока не получается найти авиакомпанию, которая смогла бы осуществлять такие перелеты. Но потенциал рейса просматривается.  
С белорусской стороны в пользу взаимных полетов — познавательный, исторический и медицинский туризм. Со стороны Кузбасса в козырях мог бы быть туризм производственный (на угольных разрезах точно есть что посмотреть) и, конечно, спортивная жемчужина края — горнолыжный курорт в Шерегеше.
— Учитывая, что этот год для нашей республики знаковый, мы отмечаем 80‑летие освобождения от немецких захватчиков, а следующий год — юбилей Великой Победы, мы договорились с губернатором Кемеровской области реализовать вариант очень хороших совместных инициатив по участию представителей кадетских училищ региона в памятных мероприятиях в Минске, по закладке кедровых аллей у нас в республике, — проинформировал Дмитрий Крутой.

— Летом прошлого года я был в Беларуси. Мы встречались с Премьер‑министром, подписали совместный протокол. Поэтому сегодня, по сути дела, подвели итоги работы по этому совместному протоколу. И будем предлагать ­Президенту Беларуси официальную встречу. Будем готовить те мероприятия, которые требуют поддержки непосредственно ­Президента, — сообщил губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев.

Как правило, такие встречи обогащают совместные программы новыми, иногда даже несколько неожиданными проектами.


korotkin@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter