Капли росы на утреннем небе

Кадры решают... остаться

Кадры решают... остаться


У провинции — свое биополе, попадая в которое, человек обнажает свою сущность. Выживают здесь только сильные личности. А сила эта не зависит ни от возраста, ни от пола, ни от толщины кошелька...


Более половины территории Россонского района Витебской области занимают леса, по–хозяйски окольцовывая местные деревеньки, поднимая из своих пряных оврагов густой туман, скрывая в зарослях хрустальные россонские озера (а их на территории района расположено 192!). Историческая шкала берет свое начало в 1552 году (первое упоминание о Россонах) и вмещает в себя: нашествие войск Ивана Грозного, драматические события Отечественной войны 1812 года, имена генерала Якова Кульнева, Франциска Скорины и его брата Ивана (их поместье находилось в деревне Тродовичи), Яна Барщевского, Петра Машерова, драматурга Николая Матуковского...


Но уже в 80–х годах прошлого века (и особенно — в последующее десятилетие) район, как и многие другие провинциальные регионы Беларуси, ощутил мощный отток молодого населения в соседние Полоцк и Новополоцк, в Минск и дальше в Россию — Псков, Великие Луки, Петербург, Москву... Классическая схема: именно провинции всегда предназначалось подпитывать столицы, отдавая свою лучшую кровь артериям больших городов...


Однако начальник отдела культуры Россонского райисполкома Светлана Александровна Волкова возражает: все возвращается на круги своя, вот уже многие годы никаких проблем с молодыми кадрами для местной культуры в районе нет. Их здесь готовят из своих же школьных выпускников: отправляют на учебу, а после предоставляют рабочие места и, если нужно, — жилплощадь. Светлана Александровна уверена: только такой путь — единственно верный, только так можно раз и навсегда решить проблему «текучки» молодых кадров.


— Не будем кривить душой — для того чтобы счастливо работать и жить в Россонах, здесь нужно родиться, — считает Светлана Александровна. — Жизнь, к сожалению, показала, что приезжие за редким исключением у нас не остаются. Но мы никого силой и не держим, все–таки на дворе — не XVIII век.


— Тем не менее я подозреваю, что у вас немало вакансий?


— А вот и нет. Боюсь, что в скором времени, когда в Россоны вернутся все выпускники, мы столкнемся с недостатком рабочих мест. 16 ребят у нас сейчас учатся заочно: в Полоцке, Новополоцке, Минске, Витебске, Себеже. И 17 человек на стационаре: в минском университете культуры, Новополоцком музыкальном училище, Полоцком педагогическом колледже, Витебском государственном университете...


— А много ли работников пенсионного возраста?


— Практически нет — большая конкуренция. И в детской школе искусств, и в Музее боевого содружества, и в РДК, и в Доме ремесел у нас в основном только молодые кадры.


Однако профессиональная преемственность поколений в Россонах сохранилась. Окончив в 1984 году Минский институт культуры, Нина Николаевна Свежинская вот уже много лет работает директором россонского Музея боевого содружества.


— Можете не верить, но мне лично важно объяснить сегодняшней молодежи, нашим иностранным гостям, какое это удивительное место — наша Россонщина, — говорит Нина Николаевна. — После распада СССР музей переживал нелучшие времена, но сейчас, мне кажется, мы встали на ноги, потому что в первую очередь не ждем ни от кого помощи, не хотим ни от кого зависеть. И я счастлива, что наш музей снова стал одним из самых популярных мест у туристов и иностранных делегаций.


Атмосферы запустения здесь действительно нет. Гостей встречают ухоженные клумбы, чистый тротуар... Впрочем, говорить о чистоте в белорусских городах — уже дурной тон.


Молодой научный сотрудник музея Людмила Вавилонская в свое время успела поработать корреспондентом на радио и преподавателем в средней школе. Однако решила, что знания, полученные в Витебском педагогическом институте, в конце концов лучше применить в музейной работе. Люда виртуозно проводит экскурсии, знает, чем удивить иностранцев, как утихомирить шумных школьников, что нового рассказать старикам... Сам убедился — вниманием даже случайно зашедшего в музей прохожего она завладевает мгновенно.


— Люда, почему все–таки между радио и школой вы выбрали музей? — спрашиваю у нее, когда экскурсия закончилась.


— На радио я начинала тогда, когда там пользовались еще допотопной многокилограммовой техникой, привыкнуть к которой я так и не смогла, — смеется Люда. — И в школе мне было не очень комфортно: педагогом, видимо, нужно родиться. А вот музей — это мое...


Но, пожалуй, одна из самых удивительных россонских историй связана с девушкой по имени Татьяна.


Таня Вашкевич два года работала уборщицей служебных помещений и гардеробщицей районного Дома культуры. Но ее всегда тянуло на сцену. Почти с самого первого дня работы в РДК Таня принимала участие во всех праздничных мероприятиях, удивляя своей органичностью и разнообразием сценических амплуа: Снегурочка, Красная Шапочка, Черт, Микки Маус. Мечтала стать артисткой... Но не будем забывать, что значит эта мечта для девочки из отдаленного района в современных условиях. Тем не менее в прошлом году Таня все–таки поступила заочно в Витебское государственное училище искусств на отделение «Режиссура народных обрядов и праздников». Теперь она — местная знаменитость, о Тане даже писали в районной газете... Без таких «железных кнопочек» давно бы иссяк культурный родник региона.


...Вместе с начальником отдела культуры Светланой Волковой мы отправляемся за 30 километров от Россон — в деревню Краснополье. Светлана Александровна хочет показать мне один из самых успешных сельских Домов культуры, для которого его отдаленность от центра не стала приговором.


Краснополье — и, правда, одна из крайних точек района. Однако жители деревни уверены — это не повод для того, чтобы жить скучно. Художественный руководитель Краснопольского сельского Дома культуры Светлана Артемьева заочно учится в Белорусском университете культуры и искусств, преподаватель СДК Наталья Артемьева — там же. Под чутким руководством директора СДК — оптимистки и радушной хозяйки Марины Николаевны Костюченко — их творческое трио творит настоящие чудеса. Говорят, здесь всегда многолюдно — во всяком случае, к моменту нашего экспромт–визита пустынным сельский клуб отнюдь не выглядел...


Уезжать из Краснополья мне не хотелось — слишком теплые здесь места, притягательная энергетика. А какие головокружительные запахи источают тут осенние грибы и водоемы! Помимо того, что провинция обнажает сущность человека, она ведь еще и обостряет его внутреннее зрение... Мне показалось, что почти все встреченные мною герои разгадали магию своего края, видят в нем нечто большее, чем простые приезжие: волнующую тайну повседневности, хрустальные капли росы на утреннем россонском небе и, конечно же, вполне очевидные перспективы развития региональной культуры и ее творческого роста.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter