Каникулы у «летней» мамы

На лето многих детей–сирот из детдомов и интернатов пристраивают в семьи. Как предполагается, для оздоровления. Но такая практика имеет как плюсы, так и минусы.
На лето многих детей–сирот из детдомов и интернатов пристраивают в семьи. Как предполагается, для оздоровления. Но такая практика имеет как плюсы, так и минусы.

Ребенок «напрокат»

В районных газетах Могилевщины мелькают объявления, суть которых сводится к тому, что взрослый человек может взять к себе на время летних каникул воспитанника детского дома или интерната. Акция называется «Семейное тепло и ласку — детям–сиротам» (она проходит по всей стране). Веря, что ее устроители руководствуются благими намерениями, я лично все же засомневалась, гуманно ли это по отношению к детям? Можно ли быть уверенными, что не отыщутся люди, решившие заработать на сироте (ведь рядом с объявлением опубликованы расценки: на ребенка в возрасте от 3 до 6 лет принимающей стороне платят в сутки 2.770 рублей, от 6 до 11 — 2.910, от 11 до 13 — 3.030)? Но даже если в поступках человека, приютившего сироту, нет корысти, где гарантия, что они поладят, что через пару недель дитя не вернут обратно, сославшись на его невыносимый характер? А что творится в душе 4–летнего малыша, когда добрые люди, к которым он успел привязаться за лето, осенью возвращают обратно в детдом? Ответы на эти вопросы я и попыталась найти.

— Акция, цель которой оздоровить как можно больше детей–сирот, проходит уже третий год, и пока никто из ребят не жаловался, что их обижают, — рассказала инспектор по охране детства отдела образования Дрибинcкого райисполкома Ольга Протасенко. — Наоборот, как только приближаются каникулы, они сами звонят, просят, чтобы устроили в семью. Из Бельского социального приюта двоих 14–летних девочек уже забрали. Одну взяла семья из деревни Трилесино, которая уже брала на лето троих мальчишек и потом оформила опеку над ними, а впоследствии и над братом одного из них. Может быть, и Вике повезет... Кстати, детей мы отдаем не всем. Зачем чужой ребенок женщине, которая одна растит своих троих, да к тому же находится в декретном отпуске?

Взять чужого ребенка на лето в Мстиславском районе пожелали семь семей. «Одна женщина пригласила на каникулы сироту из колледжа, с которой подружилась ее дочь, троих ребятишек забрали воспитатели школы–интерната, пятеро детей уехали на лето к родным бабушкам, — рассказывает ведущий специалист по охране детства районного отдела образования Юлия Лобанова. — Бабушки внуков берут постоянно — на каникулы, на выходные, причем многие даже за детским пособием не приходят. А навсегда забрать не могут, потому что здоровье неважное. Всего в прошлом году в районе 52 семьи взяли на лето 63 ребенка, один из них потом ушел под опеку, 7 детей — в приемные семьи. Семья из Мстиславля собирается взять двоих девочек из приюта, еще одни родители нашли себе малыша в Могилевском доме ребенка, а один ребенок был в летнем лагере в Горецком районе и так понравился вожатой, что она оформляет над ним опеку».

— Акция, конечно, нужна, — убеждена заместитель председателя Могилевского областного отделения Белорусского детского фонда Зинаида Галанова. — В прошлом году 440 семей взяли на лето 576 детей, в итоге 108 сирот нашли опекунов и приемных родителей. В Хотимске женщина несколько лет брала на каникулы из школы–интерната двоих сестер, потом оформила опеку над ними. Проводница Могилевского отделения БЖД удочерила двоих детей, медсестра из Могилева стала опекуном племянницы и 16–летнего парня. Берут на лето детей и родственники. Большинство — из добрых побуждений.

«Тетя, возьми нас снова!»

Чиновники уверены: никакой психологической травмы дети, которых отдают на лето в чужие семьи, не получают, ведь им заранее объясняют, что они едут туда не навсегда, а отдохнуть, как в летний лагерь. Не знаю, можно ли объяснить это 3 — 5–летнему ребенку, к тому же в лагере дети чувствуют себя на равных друг с другом, а в чужой семье, где есть родные дети, такое вряд ли возможно. Впрочем, бывают и исключения. Через семейный детский дом Афанасьевых (у них и своих 5 сыновей) из деревни Тараново Могилевского района прошло уже... 22 ребенка. Прошлым летом Галину Афанасьеву уговорили забрать на недельку сразу 8 детей из приюта. Теперь они звонят и просят: «Тетя, возьми нас снова!»

— Некоторые дети выросли, стали студентами и перешли на полное гособеспечение, — рассказывает Галина Алексеевна. — Пособие на них уже не платят, но на каникулы и на выходные они едут к нам. Сегодня у нас живет 16 детей, а пособие мы получаем на семерых. Выручает хозяйство: лошадь, коровы, овцы, свиньи, утки, куры, пчелы... Растить детей из интерната непросто, нужны любовь и терпение. Много сил и времени требуется, чтобы отучить ребенка быть иждивенцем, ведь дети–сироты ничего не умеют, привыкли, что всю работу за них выполняют другие.

Дети и деньги

— Бабушка может взять внука на каникулы, но вряд ли ей разрешат стать опекуном, если ее дочь–алкоголичка, лишенная родительских прав, живет вместе с ней, — говорит директор могилевского государственного детского дома N1 Надежда Ковалева. — К тому же куда чаще за детьми приходят неродные люди и не всегда с искренними намерениями. Нередко взять ребенка на лето хотят безработные сельчане. Я объясняю такой даме, у которой пятеро своих детей: «У малыша задержка психофизического развития, ему нужна помощь дефектолога, логопеда, в вашей деревне нет таких специалистов». Она в ответ: «Ничего, как–нибудь разовьется». Разве можно отдать ей ребенка? Были случаи, когда детей в приемных семьях обижали, а деньги тратили не на детей, а на свои нужды. У малыша из уха текло на подушку, он пожаловался «тете», а она даже не показала ребенка доктору. Еще одна девочка, побывав в выходные в чужой семье, когда та же женщина снова пришла за ней, расплакалась: «Я к ним не хочу». Выяснилось, что сыновья этой женщины ее обижали.

...Воспитатели детского сада в растерянности. 5–летний Ванечка, у которого появились приемные родители, не раз приходил в синяках. Они давно бы подняли тревогу, но малыш со слезами умоляет их никому об этом не рассказывать, ведь тогда его вернут в детдом, и он опять останется без мамы и папы. О маме и папе мечтает каждый малыш, горько, что взрослые смеют играть на детских чувствах...


Компетентное мнение

Алеся КОНЮХОВА, психолог территориального центра социального обслуживания населения Октябрьского района Могилева:

— Ребенок, которого взяли на лето в семью, мечтает, что это навсегда, и возвращение в интернат — тяжелый психологический стресс, особенно для 3 — 5–летнего карапуза. Поэтому желательно отдавать детей людям, которые хотят стать опекунами или приемными родителями. С другой стороны, тот, кто берет на время к себе в семью подростка из детдома, оказывает ему неоценимую помощь в приобретении важного жизненного опыта. Ведь в семье ребенок учится трудиться, нести ответственность за свою работу, выстраивать отношения с другими людьми. Главное, чтобы по возвращении в детский дом он не растерял эти навыки. А еще очень важно, чтобы человек, который берет ребенка, осознавал, какая это большая ответственность, и думал о последствиях. Даже если берет сироту всего на неделю.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter