Как Женька в «Колесе»

Если всезнающая «Википедия» не обманывает, «Колесо» – третий по популярности театр Витебска. Профессиональных артистов в труппе нет, большинство – студенты, молодые рабочие и сотрудники офисов.

Если всезнающая «Википедия» не обманывает, «Колесо» – третий по популярности театр Витебска. Профессиональных артистов в труппе нет, большинство – студенты, молодые рабочие и сотрудники офисов. Узнав, что в театр принимают любого желающего, я отправился покорять театральные подмостки в надежде услышать режиссерское «Верю!»

 

Произносить скороговорки и делать гимнастику одновременно - ой как непросто

 

Режиссер Влада Цвики встречает у входа и приглашает в гримерку. Здесь я знакомлюсь с актрисой Дарьей Сараковской. Пятикурсница художественно-графического факультета ВГУ им. П. Машерова в «Колесе» три года. Говорит, что театр круто изменил ее жизнь.

– Раньше я была закрытым человеком, с трудом находила общий язык с людьми. Теперь таких проблем нет – стала более уверенной в себе.

Спектакли «Колеса» проходят несколько раз в месяц, собирая полные залы. В середине мая театр отправится на гастроли в Минск. Зрители увидят рок-спектакль «Малевич. Портрет в двух измерениях» и интерактивную постановку «Наш». В поездку пригласят не только ведущих артистов, но и дебютантов из второго состава. Пока же резерв театра четыре раза в неделю занимается на тренингах.

…Режиссер меня слегка пугает:

– По сути, сейчас вам придется попробовать выжить…

Занятие начинается с дыхательной гимнастики. Она дается мне без проблем. А вот выполнение профессиональных актерских заданий вызывает затруднения. Не верите? А вы попробуйте наклоняться вперед из положения стоя и сразу же отжиматься со словами «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа». То-то же. С помощью таких выкрутасов в тело актеров «забиваются» правильные дыхательные рефлексы, чтобы голос на сцене звучал ровно. После четырех повторений мой голос срывается и хрипит. Я, на всякий пожарный (мало ли, вдруг совсем охрипну), слегка начинаю филонить. Между тем пока группа делает задания, режиссер подходит к каждому, вслушиваясь в звуки, которые вырываются у моих коллег по цеху. Достается и мне.

– Что это за шепот? – спрашивает Влада Цвики. – Да и с гибкостью у нас, похоже, проблемы.

Дальше мы проговариваем скороговорки в прыжке. И даже пытаемся тараторить лежа, одновременно поднимая ноги и голову. «Актер должен уметь звучать в любой позиции», – поясняет режиссер.

А еще артисту надо владеть своим телом – рисковать здоровьем на сцене нельзя. Поэтому мы кувыркаемся, пробуем стоять на руках и учимся правильно падать.

– Что ты валишься, как мешок, – критикует режиссер одного из участников тренинга. – Сделал выпад вперед, подвернул ноги, лег медленно. Актер не падает, он себя укладывает.

Напоследок самое интересное – практическое задание. Каждому из нас нужно сделать этюд без слов, придумав свой образ. Тема – кошелек, найденный на городской улице. Я решил перевоплотиться в слепого. Нащупывая дорогу с помощью трости, «случайно» отбросил бумажник и прошел дальше, не заметив его.

– Хорошее режиссерское мышление, – похвалила Влада.

Когда показ этюдов заканчивается, руководитель «Колеса» устраивает разбор полетов.

– Надо было не себя показывать, чем грешили некоторые из вас, а сыграть. Несколько минут прожить в придуманном образе, чтобы зрители поняли ваши мысли. С Женей Лосевой именно так и получилось. Мы, фактически, слышали, что она сейчас думает. У нее в жизни случилась «бабушка», которая три минуты мучилась: взять кошелек или пройти мимо. Это и есть игра.

В конце мая в «Колесе» очередной набор на актерские тренинги. После начинающие артисты получат возможность выступать в спектаклях театра. «Обязательно надо попробовать», – решил я и даже представил себя в свете софитов. И имя мое на театральной афише смотрелось бы неплохо, согласны?


Евгений КАРПАС, «ЗН», фото автора

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter