Как я пострадал за Стендаля

Телега, груженная кинопередвижкой, еще не переехала деревянный мосток через Бобр...
Телега, груженная кинопередвижкой, еще не переехала деревянный мосток через Бобр, как мы уже бежали навстречу, чтобы получить от киномеханика хоть какое–нибудь задание: разгрузить аппаратуру, развесить в людных местах объявления или, кому уж слишком повезет, перемотать части фильма на начало. Это была гарантия, что ты бесплатно попадешь в кино, хотя билет стоил для нас пятак, а для взрослых — 20 копеек. У кого пятака не было, тот приносил киномеханику куриное яйцо. На мое несчастье, в этот раз киномеханик привез фильм под названием «Красное и черное».

Это было летом, сеанс начинался когда стемнеет, хозяйки подоят коров, управятся со скотиной. Объявление висело в деревне целый день, хотя и без него все уже знали, что в клубе кино.

Моя мать была строгая женщина. К тому моменту у нее уже было нас шестеро и она воспитывала как могла. Отец не вникал в процесс, был полностью занят своей работой в магазине. То ли кто–то матери нашептал или она сама додумалась, что фильм с таким названием «Красное и черное» есть что–то крайне неприличное, а может, потому, что среди наших пацанов ходила такая несложная загадка: «Сверху черно, внутри красно, как засунешь, все прекрасно!» Короче, мне было категорически запрещено пойти в кино.

Но приезд кинопередвижки для меня был праздник, тем более что приезжала она крайне редко. В этот день я старался заранее все сделать по дому, чтобы вечером увидеть то, чего в нашей Чернявке, проживи ты хоть сто лет, никогда не увидишь. Я верил, что на экране живые люди и все это происходит на самом деле, только очень далеко от нас, в каком–то другом мире. Мне было все равно, как назывался фильм, о чем он, мне до страсти хотелось окунуться в другую жизнь. Под любым предлогом в такой вечер я исчезал из дому.

Когда начинало смеркаться, киномеханик пытался завести движок, который долго не подавал признаков жизни. Потихоньку стал подтягиваться народ. Бывалые хлопцы подсказывали киномеханику: «Проверь свечу, искры нет», «Клапана, клапана надо регулировать!» Киномеханик, слегка уже нетрезвый, в который раз снимал, прочищал, продувал свечу, щелкал отверткой пружинами клапанов, но движок упорно молчал. Хлопцы по очереди крутили ручку. Выбившийся из сил киномеханик забежал на минуту в будку, чтобы «принять» на нервной почве, раздвинул толпившихся энтузиастов со словами: «А ну–ка отшатнись, я ему, бля, счас!» — и залил в бензобак оставшуюся в бутылке водку. Резко выдохнул и решительно раскрутил заводную ручку. Перед таким напором движок не устоял, чмыхнул и затарахтел.

Наконец собравшийся народ расселся в клубе, девки кучкой отдельно, хлопцы отдельно — это пока погаснет свет и начнется кино. Наши места — на полу перед экраном. Киномеханик в очередной раз проверил звук, провел расческой по звуковому каналу. Из динамика раздался характерный, волнующий звук. Сейчас, сейчас начнется! Лампочка погасла, и в девичьих рядах послышался хохоток и приглушенное взвизгивание. Все ясно, народ уселся по своим местам. На экране появились первые кадры фильма.

«О–о–о, Жерар Филип! Фанфан–Тюльпан!» — с чувством выдохнула продвинутая зрительница Фаня Блюмкин, дочка начальника нашего лесоучастка. Как я позже узнал, отец выписывал ей «Советский экран», но тогда меня это злило и удивляло: «Откуда она знает какого–то Филипа?!» По правде говоря, Фаня мне очень нравилась, но она была намного старше меня. «Э–э–эх, скорее бы в седьмой класс, перестали бы стричь наголо и, может быть, начали бы проклевываться усики!» — думал я при каждой встрече с Фаней.

К сожалению, не только для меня в то время фильмы показывали по частям. После каждой части нужно было перезаряжать проектор. В девчачьем углу снова слышался хохоток, но уже какой–то грудной. Парни закуривали. Вот тут и произошло то, что еще больше укрепило мою любовь к кино. Во время перезарядки в дверях клуба появилась моя мать. В руке она держала хворостину.

Я уже не помню, как я вышел из клуба, как мать гнала меня домой. Мне не было больно, но было до слез обидно, что какой–то Стендаль так неудачно назвал свой роман «Красное и черное». Помню, я плакал.

Прошло много лет. После армии я поступил во ВГИК на отделение режиссуры художественного кино и телефильма в мастерскую Игоря Васильевича Таланкина. Через коридор от нашей мастерской, была мастерская Сергея Аполлинариевича Герасимова. Он репетировал со своими студентами дипломный спектакль по Стендалю «Красное и черное». В главных ролях Николай Еременко–младший и Наталья Белохвостикова. 

В 1976 году Герасимов снял фильм «Красное и черное» с Еременко и Белохвостиковой в главных ролях. Я видел этот спектакль и фильм Герасимова «Красное и черное» и должен вам с полной ответственностью заявить: ничего подобного, что имелось в виду в нашей деревенской загадке, там нет. И не могло быть, потому что та загадка разгадывалась очень просто. Это обыкновенные резиновые галоши, которые внутри были оклеены ярко–красной байкой и были очень популярны в те годы. Ходила еще одна поговорка: «Спасибо Сталину–грузину, что обул нас всех в резину!»

Правда, я так и не посмотрел франко–итальянский фильм «Красное и черное» 1954 года с Жераром Филипом и Даниель Дарье. Может быть, в нем было и то, за что я так позорно пострадал?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter