Как совместить личные интересы с движением к общей цели

В номере «СБ. Беларусь сегодня» за 27 октября была опубликована статья кандидата философских наук, доцента Николая Щёкина «Баланс доверия» о некоторых принципах государственного управления и кадровой политики в современных условиях. Тема, безусловно, интересная и актуальная, требующая осмысления. Сегодня предлагаем вниманию читателей мнение по этому вопросу кандидата социологических наук Владимира Литвиновича.

Текущая ситуация — это отличная возможность взглянуть на проблему шире и проанализировать векторы развития Беларуси, оценить работу государственного аппарата, обсудить существующие проблемы и пути их решения.

Прежде всего считаю необходимым обратиться к принципам государственного управления, тем нормам и правилам, следование которым будет способствовать поступательному развитию белорусского государства.

Некоторые из таких принципов закреплены в тексте действующей Конституции (например, верховенство права, равенство перед законом), а также других нормативных актах. Но мне бы хотелось обратить внимание на неформальные принципы, которые сложно прописать в форме законов, но от этого их актуальность не становится меньше, а, скорее, наоборот — возрастает. Можно назвать несколько таких правил.

В первую очередь это человекоориентированность. За последние годы нам удалось создать работающую систему социальной защиты населения. Необходимо сохранять и развивать социальную направленность нашего государства. В центре внимания по-прежнему должен находиться человек и его потребности. Вместе с тем, реализуя социальную политику, важно не допускать проявлений социального иждивенчества и потребительства, а быть нацеленным на развитие человеческого потенциала. Усилия государства наравне с социальной защитой и поддержкой населения (когда помощь оказывается тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию) должны быть направлены на создание условий для формирования социально зрелой, ответственной и самостоятельной личности.

Во-вторых, взаимное доверие и уважение. В условиях внешних вызовов и напряженной международной обстановки, внутренней турбулентности наше общество как никогда нуждается в консолидации. Сплотить белорусов могут взаимное уважение и доверие. Эти качества способствуют налаживанию эффективной гражданской коммуникации, когда стороны слушают и слышат друг друга, а самые сложные вопросы решаются путем дискуссий и переговоров. Взаимное доверие и уважение подразумевает, что, несмотря на личные интересы каждого, все вместе мы имеем общий интерес. Очевидно, что сегодня наш общий интерес — это суверенная Республика Беларусь, со стабильной политической системой, высоким уровнем благополучия граждан, гарантированным соблюдением их прав и свобод.

В-третьих, плюрализм мнений. Это один из тех принципов, значимость и важность которого очевидна для многих, но реализовать его на практике удается далеко не всем. Передовые государственные системы и преуспевающие компании прикладывают значительные усилия для создания действенных механизмов поощрения альтернативной точки зрения. Все согласны с тем, что плюрализм мнений помогает выработке более объективных оценок и принятию более эффективных управленческих решений. Но разве редкость, что специалист приходит на совещание со своим аргументированным мнением, а вынужден в итоге руководствоваться мнением начальника? Конечно, все наши планерки и совещания должны быть направлены на поиск оптимальных решений, а не превращаться в соревнование «кто лучше аргументирует правоту руководителя».
Однако важно при этом понимать — эффективное движение к цели, достижение результата предполагает, что плюрализм мнений при обсуждении и принятии решений должен сочетаться, скажем конкретно и прямо, с диктатурой при их реализации. Когда решение принято, все силы должны быть направлены на его исполнение.
В-четвертых, право на ошибку. В текущих быстро изменяющихся условиях любое управленческое решение, направленное на средне- или долгосрочную перспективу, сопряжено с высоким уровнем неопределенности. Соответственно руководитель должен быть готов к оправданному риску и иметь право на ошибку. Право на ошибку не как уход от ответственности и лазейка для преступных помыслов нерадивых чиновников, а как возможность проявить инициативу и творческий подход, освободиться от парализующих оков избыточного контроля.

Именно понимание того, что в случае неудачи контролеры не сурово накажут, а подскажут пути исправления ситуации, дает возможность нестандартно мыслить, принимать эффективные решения и быстро действовать, а в случае необходимости оперативно корректировать управленческие подходы. Кроме того, признание права на ошибку позволяет открыто и объективно анализировать допущенные промахи, понимать их причины, извлекать уроки и не повторять в будущем.

Наконец, качественная обратная связь — это необходимый и критически важный элемент любого управленческого процесса, тем более такого сложного, как государственное управление. Благодаря обратной связи руководитель понимает, что происходит с управляемым объектом и к каким результатам приводят принятые управленческие решения. В системе «власть — граждане» роль обратной связи выполняют средства массовой информации, социологические исследования, общественные организации и так далее. Актуальность обратной связи значительно возрастает в условиях ускорения темпов протекания социальных процессов, когда общественные изменения происходят очень быстро и требуется оперативное реагирование. Последствиями нарушения обратной связи являются неадекватные управленческие решения и потеря управляемости системы.

Конечно, перечисленные выше принципы не панацея и не решат всех проблем отечественной системы государственного управления, но, совершенно точно, сделают ее гибче и адаптивнее ко внешним и внутренним вызовам.

Редакция приглашает к продолжению диалога всех своих неравнодушных и заинтересованных читателей.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter