В Совете Республики предложили варианты интеграции детей с аутизмом в социум

Как сделать систему эффективнее

Культура инклюзии в белорусском обществе начала выкристаллизовываться не вчера и не сегодня, однако в этом деле еще есть над чем работать. Вопросы профессиональной подготовки и социализации молодых людей с особенностями психофизического развития, а также их возможности получения образования в сфере IT обсуждали вчера в стенах верхней палаты Парламента. Под председательством спикера Совета Республики Натальи Кочановой состоялось заседание консультативного совета на эту тему. К дискуссии были приглашены представители ведомств — Минздрава, Минобразования, Минспорта, а также профильные специалисты, заинтересованные общественные организации и родители, воспитывающие детей с аутизмом.

Наталья Кочанова.

— Мы уже провели ряд заседаний, где изучили работу, которая проводится органами управления в сфере здравоохранения, образования, труда и социальной защиты, состоялись выездные заседания в разных городах, — рассказала председатель Совета Республики Национального собрания. — И договорились о том, что обязательно обсудим тему дальнейшего трудоустройства ребят, которые имеют особенности в своем развитии.  
Важно вовлечь таких ребят в социум, чтобы они могли себя реализовывать в жизни, приносить пользу государству и быть востребованными прежде всего для самих себя, чтобы они чувствовали себя полезными для нашей страны.
По словам Натальи Кочановой, пример результативного профессионального образования и трудоустройства — Минский государственный колледж цифровых технологий:

— Во время посещения этого колледжа мы увидели, что в нашей стране эта система выстроена достаточно эффективно. Другое дело, что реализация некоторых вопросов на местах иногда приносит не те результаты, которые хотели бы видеть родители и родственники, воспитывающие таких детей.  
Поэтому мы должны принимать оперативно решения, дабы оказать помощь в решении проблем, которые не находят своего разрешения на местном уровне. У нас нет оснований для того, чтобы какой-то вопрос остался нерешенным: мы можем сделать все на уровне любого министерства и ведомства в нашей стране.
На заседании директор Минского государственного колледжа цифровых технологий Георгий Козел представил практику своего учебного заведения по обучению детей с особенностями развития интеллектуальным профессиям:

Георгий Козел во время выступления.

— На протяжении 18 лет в нашем колледже функционирует Центр инклюзивного образования, в котором обучаются ребята с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и расстройством аутистического спектра. За этот период мы подготовили более 700 специалистов для экономики нашей страны, 22 из них имеют расстройство аутистического спектра. Все выпускники были трудоустроены по полученным специальностям. На протяжении двух лет после окончания колледжа мы осуществляем поддержку на рабочем месте. Благодаря проекту обучения лиц с ОПФР наша команда единомышленников поставила для себя сверхзадачу — стать опорной точкой системной работы столицы по реализации национальной стратегии инклюзивного образования и развитию инклюзивной культуры.

Воспитывать милосердие

В следующем году колледж планирует набрать 40 особенных абитуриентов, что станет самым большим набором за все время его работы. Будут набирать выпускников как 9‑х, так и 11‑х классов. И в силу того, что ни один процесс внедрения инклюзивных подходов не проходит гладко и беспрепятственно, Георгий Козел рассказал о проблемах в области трудоустройства людей с ОПФР:
— К сожалению, предприятия и организации не проявляют должной заинтересованности к работе с ними, не используют в полной мере возможности нашего законодательства. Я изучал, как это реализуется в Европе, и могу заверить, что там нет практики профессионального обучения детей с особенностями развития. То, что делается у нас, — национальный бренд, и это нужно развивать и подчеркивать.
Спикер Совета Республики пообещала собрать руководителей минских предприятий и заместителей председателей облисполкомов именно в этом колледже, чтобы они наглядно убедились, что таких специалистов можно брать на работу:

— Этот опыт должен быть распространен на все области. Надо продолжать эту работу. Там, где есть возможность, мы должны рассмотреть профессии, например фотограф, в которых такие ребята могут себя реализовать. А Министерству образования надо провести выездное заседание, пригласить руководителей колледжей, которые должны включиться в эту работу, чтобы были такие «опорные» колледжи в каждой области.

Фото БЕЛТА

Директор колледжа также предложил множество мотивационных механизмов:

— Например, воспользовавшись указом Главы государства, мы первыми в стране еще в 2021 году сформировали студотряды, полностью состоящие из особенных ребят. В Советском Союзе и новейшей истории такой практики не было. Беларусь снова первая.

Сохранять лидирующие позиции в развитии инклюзии в будущем поможет и первый белорусский технопарк, в котором будут работать люди с особенностями психофизического развития. Соответствующее поручение Парку высоких технологий спикер Совета Республики дала несколько месяцев назад. Наталья Кочанова уверена:
— Мы должны сделать все, чтобы у людей с раннего возраста, с детского сада, воспитывать милосердие по отношению друг к другу. Надо любить друг друга разными, такими, какие мы есть, честно и открыто. Тогда все у нас получится.
demeshko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter