Репортер "СОЮЗа" сел за руль гигантского карьерного самосвала

Как приручить "БЕЛАЗ"

Репортер "СОЮЗа" сел за руль гигантского карьерного самосвала


Насколько это круто - оказаться за рулем карьерного самосвала 450-тонника, равного которому в мире нет, понимаешь, только взобравшись на гигантскую машину. Первое сравнение - я на корабле. По узкому трапу попадаешь на просторную металлическую площадку - это как ходовой мостик под стальным козырьком огромного кузова. На этом фоне просторная комфортабельная кабина на две персоны показалась миниатюрной. Удобное сиденье, коробка-автомат и компьютерный дисплей, как в обычной легковушке, но почти метровое зеркало заднего вида развеивает иллюзию. Водитель-инструктор Алексей Чуйко поясняет:


Разработчики 450-тонника выдвинуты на соискание Государственной премии Беларуси 2016 года

- Никаких чрезмерных усилий на руле или педалях нет. По динамике разгона - почти как обычный грузовик. Если надо посмотреть, что делается сзади, - включаем специальную кинокамеру. Надо лишь привыкнуть к необычным размерам машины. Но это не проблема. В России, Австралии, Канаде карьерные самосвалы водят и женщины.

"СОЮЗ" уже писал об этой уникальной машине. Первый ее экземпляр работает в угольном разрезе "Черниговский" на Кузбассе. Нам на БЕЛАЗе показали экземпляр N 2, ожидающий отгрузки также в Россию.

К слову, осмотреть уникальную машину и даже проехать на пассажирском сиденье, ознакомиться с другой продукцией БЕЛАЗа и самим огромным предприятием с недавних пор может каждый. В этом один из важнейших пунктов программы открытости для общества, реализуемой на Белорусском автозаводе. Достаточно подать заявку, оплатить относительно небольшую сумму, пройти инструктаж по технике безопасности, и компетентный специалист проведет для вас увлекательную экскурсию.

- Приезжают из разных стран: Германии, Польши, - не без удовольствия вводит меня в "курс" заместитель генерального директора Станислав Якубович. - Но больше всего из России.

Мы сами в этом убедились, оказавшись в одном экскурсионном автобусе с Михаилом Фоминых, государственным инспектором безопасности полетов аэропорта Шереметьево.

В Беларусь он приехал специально, ведь не был здесь с 1981 года. БЕЛАЗ стал обязательной частью программы:

- Прекрасный завод, - не скрывает восхищения Михаил Аркадьевич. - Не раз видел жодинские самосвалы в работе. Эту технику, как и сам завод, можно сравнить только с авиацией или космическими кораблями - настолько она совершенна и уникальна.

Российские гости отправились в заводскую столовую - это тоже часть программы, а мы - к главному конструктору, начальнику Научно-технического центра БЕЛАЗа Александру Егорову. Он стоял у истоков создания рекордной машины и знает ее в мельчайших подробностях:

- Среди важнейших особенностей конструкции, ранее не применявшихся в карьерных самосвалах,-установка как на заднем, так и переднем мостах сдвоенных шин максимальной грузоподъемности и поворотных тележек экскаваторного типа. Это позволило лишь незначительно увеличить радиус разворота машины, и она вписалась в производственную инфраструктуру добывающих предприятий. В качестве силовой установки применены два дизельных двигателя и электрогенератора от 220-тонных машин. Каждое колесо автономно управляется электроникой - это снижает износ шин. В целом затраты на перевозку груза снизились на 15 процентов по сравнению с предыдущей моделью грузоподъемностью 360 тонн. Это подтверждает эксплуатация первой 450-тонной машины. Она уже перевезла более 6,5 миллиона тонн груза и выполнила транспортную работу в объеме 17,5 миллиона тонно-километров.


Словом, получилась действительно уникальная машина. За что коллектив разработчиков 450-тонника выдвинут на соискание Государственной премии Беларуси 2016 года в области науки и техники.

Сейчас на БЕЛАЗе завершается изготовление третьего карьерного самосвала - 450-тонника для российского рынка. Равных ему в мире по-прежнему нет, заверяют специалисты, и не предвидится. По сравнению с первенцем улучшены охлаждение двигателей, электротрансмиссия, кондиционирование и отопление кабины водителя. На очереди - установка электротрансмиссии производства ОАО "Силовые машины" из Санкт-Петербурга, шины максимальной грузоподъемности осваивает ОАО "Белшина". Импортозамещение снизит стоимость уникального самосвала без потери качества. Развивается и само предприятие. Недавно введен в строй новый корпус для доводки и предпродажной подготовки машин - их качество в результате еще более возрастет. А конструкторы уже заглядывают в будущее.

- Моя мечта - создать машину для добычи нефтеносных песков в Канаде, где больше всего самосвалов-гигантов, - продолжает Александр Егоров. - Канадцы поставили условие, чтобы она соответствовала экологическим требованиям TIER4. Есть идея использовать российский газотурбинный двигатель, который с лихвой перекрывает повышенные экологические требования.

Возможно, белорусские и российские специалисты сообща возьмутся за эту тему. А пока в соответствии с союзной программой "Автоэлектроника" на БЕЛАЗе разрабатывается система автономного управления карьерной техникой. "СОЮЗ" уже писал о создании на предприятии самосвала 130-тонника, который ездит без водителя в кабине - машиной на значительном удалении из кабинета управляет оператор. Завод принципиально готов оснастить такими устройствами всю гамму техники грузоподъемностью от 30 до 450 тонн. Дело за заказчиком...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter