Как получить поднос

Следующий адрес акции «Возродим народные промыслы» — Жостово

Жостово — старинная деревушка на берегу Клязьминского водохранилища в часе езды от Москвы.


Дорожные указатели, ведущие к ней, выполнены в виде больших расписных подносов, а номера домов на центральной улице тоже изображены на подносах, прибитых к заборам. Идешь по главной в Жостово улице да узоры затейливые рассматриваешь.


Сейчас эту дорогу называют мытищинской Рублевкой. 130 лет назад художник Василий Суриков отыскал здесь типажи для своей знаменитой картины «Боярыня Морозова». В этих краях обосновалась известная актриса Елена Проклова. Построила дом. Рассказывают, что зашла как–то в местный магазин и сразу с десяток подносов купила. Украсила ими комнату на даче. Кто был в гостях, говорят, кра–со–та...


Началось все с «лакерной»


Жостовская техника росписи в череде прославленных российских лаков, таких как Палех, Холуй, Мстера, Городец, Федоскино... Предприимчивый крепостной графа Шереметева из деревни Жостово — Филипп Никитич Вишняков, работая в Федоскино возчиком на местной мануфактуре, уловил технологические особенности производства лакированных изделий и открыл свою «лакерную» мастерскую.


В Федоскино делали расписные изделия из папье–маше под лак: шкатулки, ларцы, портсигары, табакерки, спичечницы, конфетницы, подносы. Филипп Никитич ездил в Москву продавать товар, а потом на Цветном бульваре открыл лавку. О чем свидетельствует и старинная вывеска, которая теперь красуется в музее в Жостово.


На одной из ярмарок сын Филиппа Никитича Осип встретил конкурентов с Урала, которые лихо торговали металлическими расписными подносами. Тогда–то Осип Вишняков и решил тоже перейти с папье–маше на «железо».


После отмены крепостного права многие деревенские по примеру Вишняковых стали открывать в своих домах «подносные мастерские». Название «Жостово» закрепилось за всем промыслом, хотя лакированием на металле и папье–маше занимались многочисленные мастера во многих близлежащих деревнях. К середине XIX века уже работали 12 крупных мастерских, которые и создали школу росписи металлических подносов.


Что любил показать гостям русский человек? Дом, семью. Любил и широко посидеть за накрытым столом. А на подносе дорогим гостям угощения подают. Возьмет гость с подноса чашку с огурчиками, а там взору роза открывается. Поднимет бульонницу, а там ветка рябины затаилась...


Спрос на разноцветные подносы рос не по дням, а по часам — дородные купчихи желали пить чаек с баранками, маковыми булочками, липовым медком и вареньицем. Маленькие подносы ставили вместо блюдечка, большие — под самовар.


Все мастерские были семейными, опыт передавался от отца к сыну. К XX веку промысел несколько сократился: в СССР все должно было быть общим. В 1922 году в деревне Новосильцево была создана «Новосильцевская артель», аналогичные появились в Жостово и Троицком. В 1928–м мелкие артели объединились в специализированную артель «Металлоподнос» с центром в Жостово.


Упадок пришел после падения СССР. Говорят, подносы валялись по всему фабричному двору. Бери — не хочу. Никто не брал. Фабрику обанкротили.


Эти букеты живут вечно


Фабрика начинается с музея. При входе выдают бахилы. На стенах — портреты мастеров: Н. Антипова, В. Леткова, Е. Лапшина, В. Жмылева, Н. Гончаровой, Л. Гончаровой, Б. Графова, М. Савельева, Зои и Виктора Кладовых. Все изготовленные подносы и сегодня подписываются. И если стоит полная фамилия — покупайте. Мастер отвечает за свое творение.


Главный художник фабрики Михаил Лебедев встречает меня у проходной и проводит на верхний этаж в мастерские.


В 2003 году фабрику купил банкир, но государство поставило условие, чтобы «производство жостовских подносов сохранилось и никакого упадка не было». Сейчас — это частное предприятие, ориентированное на прибыль. За качеством следит лично главный художник и всевозможные комиссии, которые по два раза в год приезжают то из Союза художников России, то из области.


В мастерских сквозь стеклянные хайтэковские двери можно видеть, как работают мастерицы. Для многочисленных экскурсий это очень удобно.


Классический мотив жостовской росписи — яркий цветочный букет на черном фоне. Эти букеты никогда не вянут.


Любимый жостовский цветок — роза. Она в центре, а колокольчики, ландыши, фиалки, незабудки, ромашки, васильки, анютины глазки — те по краю подноса. Иногда в букет добавляют землянику, шиповник. Цветы на подносе могут быть собраны художником в букеты, гирлянды или венки.


Кроме букетов на подносах пишутся пейзажи, натюрморты, русские тройки, сказочные персонажи... Богатые иногда заказывают свои портреты в обрамлении цветов. Но в последнее время делают это все реже. Получается как бы для кладбища, на могилку.


А еще расписывают кухонные вытяжки, будильники, вазы. Привозят на роспись даже холодильники и дорогие мобильники.


Вам тазик или блюдечко?


Лак, как и раньше, завозят из Ярославля, сталь — из Череповца. «Когда в жаркой печи лак хорошо иссохнет, то как зерцало становится».


Формы у подносов самые разнообразные: прямоугольные, круглые, овальные, «гитарные» или восьмиугольные. Размеры тоже: маленький — «блюдечко», средний — «тазик», большой — «скатертный». Бортик подноса может быть «простым» или «крылатым».


Для создания жостовского подноса требовался кузнец (коваль), шпаклевщик (грунтовщик) и живописец (рисовальщик). А еще ножницы, деревянный молоток и кисти с красками. Кузнец из листового железа ножницами выкраивал листы нужной формы и размеров. Поднос–заготовка передавался в руки шпаклевщика. Тот покрывал поднос лаком и отправлял в сушильную печку. Потом наносил на поднос шпаклевку, еще раз лак и отправлял снова на просушку. Когда поднос высыхал, его передавали живописцу.


Живописец расписывает поднос по своему «произволу». Мазок кладется в несколько приемов и называется «долгим», при этом он должен быть густым и «упругим», что придает объем знаменитому жостовскому букету.


Вот такая статистика


Иду в гости к известному художнику, лауреату премии имени Репина Вячеславу Ивановичу Леткову. У него не дом, а настоящий музей из кованых подносов среди оленьих рогов. Авторские подносы на вручную кованом металле выгодно отличаются от поточных. Что ни поднос — то шедевр. Когда Вячеслав Иванович вышел на пенсию, то ушел и с фабрики. И таких много: «Мы работаем дома, потому что нас не устраивает профессиональный уровень фабричной продукции». Практически все, кто ковал подносы, разбежались по автомастерским.


Ушли семейные династии (одна осталась), которые и вне стен фабрики не пропадут. За несколько последних лет на фабрику пришла только одна девушка, которая по совместительству экскурсии проводит.


В лучшие годы трудилось до 300 художников, после войны 150, сейчас — 50. В Жостово выпускники федоскинского художественного училища не распределяются. В училище на отделении «Жостово» нет конкурса и отделение закрыли.


Прямая речь


Михаил Лебедев, главный художник фабрики:


— В Федоскино раньше преподавали ведущие мастера, было три отделения — Жостовское, Федоскинское, Ростовская финифть. Не стыдно было сказать, у кого ты учился. Квартиры преподавателям давали. Зарплаты хорошие были. Сейчас педагогов самих учить надо. Другая проблема: платить достойно художнику никто не хочет. У покупателей тоже лишних денег нет. Нет стимулов и со стороны государства. Если раньше на промысле работали по три поколения, то сейчас дедушка отговаривает внучка, чтобы не шел на фабрику. Остались энтузиасты. Что делать? Популяризировать промыслы, поддерживать ведущих мастеров. В Жостово сейчас 10 членов Союза художников России. Но до 2008 года не проводилось ни одной художественной выставки по промыслам. Выставка «Россия» проходит раз в четыре года. Никто не делает выставок за границей, а то, что делают, вызывает только стыд. Нужно поднимать престиж творчества художника!


Татьяна Хорошилова


sh@rg.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter