Почему лучшие ученики не идут в учителя? Только ли от уровня оплаты труда зависит уважение общества к профессии педагога?

Как поднять статус учителя

Почему лучшие ученики не идут в учителя?..

Почему лучшие ученики не идут в учителя? Только ли от уровня оплаты труда зависит уважение общества к профессии педагога? Проблему повышения его статуса в конференц-зале "СБ" обсуждали заместитель председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Михаил ВОЛКОВ, председатель Республиканского профсоюза работников образования и науки Александр БОЙКО, начальник отдела труда и заработной платы управления социально-экономического развития Министерства образования Наталья КРИВОЛАПОВА, первый проректор БГПУ им. М.Танка Александр АНДАРАЛО, проректор по научно-методической работе Академии последипломного образования Галина НИКОЛАЕНКО, директор гимназии № 3 Барановичей Владимир РАЗУМОВИЧ, директор СШ № 161  Минска Валерий СТРУЖКО и учитель математики-информатики СШ № 10 Жлобина Анатолий САФОНОВ.


"СБ": Зарплата учителя - сегодня едва ли не основная тема читательских писем. Все ждали 25-процентного повышения тарифной ставки, а вместе с ней и большей зарплаты, а почувствовали только увеличение нагрузки... Доходы в сфере образования даже уменьшились! Можно ли требовать от учителя полной самоотдачи, ничего не предлагая взамен?


А.Сафонов: Тарифная ставка выросла. Но когда учителя подсчитали-сравнили зарплату за май и за сентябрь, оказалось, что получили меньше. С высшей категорией, с максимальным стажем (а я работаю в школе 33 года!) у меня выходит с премиями - 2,2 - 2,3 млн. за ставку... Чтобы заработать 4,5 млн. рублей, почти 2 ставки веду. Из школы не выхожу: с 8 утра до 8 вечера. Многие учителя, которые по 10 - 15 лет проработали, уходят из сферы образования. Математики-информатики легко устраиваются в компьютерные фирмы. Языковеды идут следователями в милицию. Кто-то на железную дорогу или кассиром в торговый центр или, что чаще бывает, второе образование получает. Молодые специалисты тоже не задерживаются. Как-то общался с тремя выпускниками педвузов и спросил: какие трудности? Ответ ошеломил: получить открепление - вот самая большая трудность. Они получают 1,8 млн. А если молодая семья, дети? Молодой специалист даже если бы и захотел заработать больше, не сможет. Многие сидят на голых ставках. Не хватает часов...


В.Разумович: Почему увеличили нагрузку до 20 часов без обсуждения, апробации? 20 часов, может быть, и надо было вводить, но... дифференцированно. Учителю физкультуры - 20 часов, а учителю белорусского, русского, математики - 14 - 16 часов, если речь о качественном образовании. А так только ухудшаем ситуацию. Мало того что учителей не хватает - мы держимся на учителях, которым за 40 лет. У меня в этом году уникальный случай был за мои 43 года работы: учитель физкультуры пришел 15 августа работать, а 17-го уже уволился, уехал в Санкт-Петербург, стаж - 2 дня. И все из-за денег. На прощание сказал: "У меня семья... Извините, мне стыдно, но я ухожу".


А.Сафонов: Еще Сталин в 1943 году, когда решался вопрос о ставке учителя, когда стране трудно было, определил 18 часов. Почему столько? Я час готовлюсь, а то и больше, час урок провожу, а еще час после занятия трачу на проверку тетрадей, коррекцию урока, составление планов, разговоры с родителями. У меня на каждый час - три уходит. 54 часа в неделю я работаю. А если 20 часов нагрузки - получается уже 60!


Н.Криволапова: Но ведь теперь в эти 20 часов включены не только учебные часы, но и организационно-воспитательная работа, заведывание кабинетами, проверка тетрадей, классное руководство...


В.Разумович: Раньше учитель получал 18 часов за уроки плюс доплата за классное руководство.


Н.Криволапова: Но доплата была мизерная. А теперь классное руководство и проверку тетрадей оплачивают так же, как и учебные часы.


А.Бойко: Делая шаг к повышению часовой нагрузки, предлагалось повышение ставки на 30 процентов. Но отдельные облисполкомы не нашли на это ресурсов. И тогда осталось 25 процентов. Стоимость часа фактически не изменилась, особенно у педработников с высшей категорией и большой нагрузкой. Поэтому учителя ждут реального повышения, которое обещалось.


А.Сафонов: Легче учителям в сельской местности, потому что разница в зарплате по сравнению с другими сферами не так остро ощутима. В основном нарекания слышны в городах с развитой промышленностью: Мозырь, Солигорск, Борисов, Жодино, Жлобин, где металлурги, например, получают по 12 млн. У нас одна учительница пришла в день зарплаты домой, муж посмотрел на ее расчетный и сказал, что у него налог больше, с тех пор она в школе не появлялась... Есть положительный пример: в Минске педагоги получают доплаты уже больше десяти лет. Сейчас это плюс 240 тысяч и еще 80 тысяч за классное руководство. Мелочь, а приятно...


А.Андарало: Когда-то в Москве тоже катастрофически не хватало учителей. Как они решили вопрос? Пытались увеличить прием в педуниверситеты - все равно специалистов не хватало. Тогда Лужков поднял зарплату учителя до средней по городу. Я был недавно на августовском педсовете в Москве: у учителя сейчас хорошая зарплата и устроиться сложно, там все педагоги, которые когда-то ушли на рынок, вернулись в школу.


"СБ": Каков отток педагогических кадров?


Н.Криволапова: Место работы меняют только 7 - 8 процентов молодых специалистов-педагогов. Это внутренняя текучесть кадров в самой системе. Например, переходят на работу из сельской местности в город. А что касается оттока из системы, то за последние 3 года в среднем около 6,4 процента учителей ушли в другие сферы деятельности после двух лет отработки по распределению. На начало учебного года незаполненных вакансий в школах не было. Есть определенные проблемы с учителями физико-математического профиля. В Минске также трудности в комплектовании кадрами начальных классов: за последние три года количество первых классов в столице увеличилось на 133! Вопрос решается путем переподготовки кадров, приема на работу совместителей, педагогов пенсионного возраста, а также студентов выпускных курсов. Всего в школах работают более 104 тысяч педработников, из них 9,4 процента - пенсионного возраста.


А.Бойко: Привлекательность профессии снижается во многих странах, но у нас она в большей степени связана с зарплатой. Смотрите, соотношение среднемесячной зарплаты в образовании к показателю в промышленности в 2011 году было 68,6 процента, а за 9 месяцев 2013-го - 60,3. Если же брать экономику в целом, то в 2011 году мы имели 77,3 процента, а за 9 месяцев текущего года - 67,1... В России на уровне нового закона "Об образовании" определено, что объем финансирования среднего образования определяется с учетом необходимости достижения уровня заработной платы педработников на уровне среднего показателя по региону. И это уже достигнуто в большинстве регионов, причем есть и те, кто вышел на уровень 110 процентов от средней в регионе зарплаты.


"СБ": Учитель и в советские времена получал меньше водителя троллейбуса или продавца в хозмагазине. Но педагоги сами ценили свой труд, и общество к ним относилось с должным пиететом.


А.Андарало: Я работаю в университете уже 43 года. А начинал когда-то учителем в Березовской средней школе Докшицкого района. Получал я тогда 100 рублей. За свет мне приплачивали. Проезд компенсировали, а ездил я из районного центра 11 км в Березовку. И дрова оплачивали бабушке, у которой жил. Когда я шел по деревне, со мной все здоровались: "Это учитель!" Понимали, что идет не самый низкооплачиваемый человек.


М.Волков: Тогда на зарплату учителя можно было содержать семью. Я, работая в сельской школе, мог сводить девушку в ресторан, и не один раз, и одеваться достойно.


В.Разумович: Были времена, когда выпускники три года подряд поступали в пединститут - не могли пройти по конкурсу. Сегодня это из разряда чудес.


Г.Николаенко: Но разве не в руках самого учителя его авторитет?


В.Разумович: Зарплата - это одна сторона медали. А условия труда учителя? Количество проверок, за которыми следует море аналитических справок? Директор с замами постоянно контролируют учителя, за ними - отделы образования и методкабинеты, областные управления, Министерство образования. Если раньше у меня было в школе 2 тысячи человек и работала одна секретарь на печатной машинке, то сегодня и секретарь, и директор, и 5 заместителей, и практически все учителя имеют ноутбуки, принтеры и, не разгибаясь, строчат. Например, Министерством образования ежегодно издается приказ "Об организации изучения качества образования...". Все, уже в первом полугодии пойдем проверять качество образования детей по всем предметам. Тут не до учебы...


Н.Криволапова: Мы делаем установку, что учитель должен учить. А аналитическая работа, написание отчетов и справок - дело директора и его заместителей, которые получают за это зарплату. Но на местах на учителя порой перекладывают функции завуча, а то и директора. У учителя в должностных инструкциях такого нет, что он должен отчеты писать! Вся документация, которую он обязан вести, - это заполнить журнал, выставить отметки, записать тему урока и выставить отметки в дневники. Все!


А.Бойко: Президентом страны было дано поручение исключить неоправданную бумажную нагрузку на учителя. На самом деле это никуда не ушло. К бумажным отчетам прибавились еще и на электронных носителях. Вопрос сокращения документооборота решаемый, не требующий финансовых затрат. В Украине даже в законе "Об образовании" отдельной статьей прописано, что не допускается отвлекать педагога от профессиональных обязанностей, о чем, увы, в нашем кодексе не упоминается.


В.Разумович: Вот у репетитора нет ни инспектора, ни директора, никто его не проверяет. И он дает качество. Потому что ему никто не мешает. А как мы судим: хороший репетитор или плохой? По результатам! Внутри каждого коллектива знают, какой у кого результат. Зачем же насиловать учителей, посылать на экзамены по аттестации? Поснимать категории - это что, тоже оптимизация? Не поедут 50-летние люди сдавать экзамены. Говорят: "Не надо экзаменов, везите свой опыт". Что такое "опыт"? Это папка бумаг, ее же тоже надо написать. У меня поедут 36 учителей защищать свои категории, они не думают, как детей учить, они бумаги пишут, переживают, что скажут комиссии...


Г.Николаенко: По стране подтвердили высшую категорию в прошлом году более 3.600 человек, не подтвердили всего 6. Нужна не папка документов, а 10 страниц рассказа о собственном опыте. Подтверждение введено для того, чтобы учитель с высшей категорией через пять лет находился в форме и мог дать свод своего опыта.


В.Разумович: Экзамены не прибавляют знаний! Учителя надо направлять на толковую учебу на месяц-два, а не на неделю-две. Как могут учителей уважать, если сегодня даже в первом классе ученик на компьютере лучше работает, чем его педагог? Все дело в образовательных технологиях, обеспеченности учебного процесса. Все новое, что появляется, должно быть в первую очередь в школе. А у нас где? В семье. И дети здесь на голову выше учителя. Нет, он должен быть впереди и чувствовать себя уверенно... Мне, например, нравятся члены клуба "Хрустальный журавль". Почему бы их не отправить в педвузы, чтобы готовили студентов к работе, руководили практикой?


Г.Николаенко: То есть вы предполагаете, что не нужны никакие критерии оценки работы педагога? Но ведь, кроме учителя, у нас есть еще ученик, родители, общество. Вы как руководитель разве не смотрите, как работают педагоги вашей школы? Разве не бываете на их уроках, не судите об их работе?


В.Разумович: Мне важен результат. У меня дипломированные специалисты, они имеют государственный сертификат - учитель. Не надо над ними стоять с указкой. Доверять нужно и помогать. Учитель работает на основании критериев и стандартов, которые в стране утверждены. А учат в педуниверситете - там надо вмешиваться, показывать все процессы.


Г.Николаенко: Проблема повышения квалификации учителя была, есть и будет. Полагаю, что идея "без анализа работы учителя" - неверная.


М.Волков: Врачей тоже аттестовывают на соответствие их квалификации и занимаемой должности. Это один из механизмов государственного контроля.


В.Стружко: Как председатель аттестационной комиссии тоже считаю этот контроль необходимым, поскольку квалификация отдельных педагогов не подтверждается результатом их работы.


В.Разумович: Аттестационные экзамены должны быть добровольными, а за ними следовать увеличение оклада минимум на 50 процентов.


Г.Николаенко: Нельзя говорить о зарплате и не затрагивать качество. У нас есть учителя без категории, есть 1-й, 2-й, высшей и сейчас появился учитель-методист, таких 31 человек и еще 42 подали заявление, чтобы получить эту категорию. Очень важно, чтобы различие между этими категориями было ощутимо зафиксировано в оплате.


"СБ": А сейчас разница в оплате за категории какая?


В.Разумович: 15 - 20 - 30 процентов от оклада - 150 - 400 тысяч соответственно...


Н.Криволапова: Дальнейшее повышение зарплаты будет зависеть именно от квалификационной категории, а не так, чтобы одинаково всем по 20 - 30 процентов. Чем выше категория, тем больше зарплата. Это планы на ближайшее будущее.


"СБ": Как решить проблему недоборов в педвузы, которые в этом году достигали 90 процентов по некоторым специальностям?


А.Андарало: Косвенно мы об этом и говорим. Я абсолютно согласен, что молодым учителям сегодня сложнее завоевать авторитет у детей. Из плохого сукна хорошую шинель не сошьешь. 20 лет назад в пединститут был конкурс отличников-медалистов. А сейчас, читая лекции, смотрю в глаза студентам и ничего там не вижу. Им все равно, с кем спартанцы воевали: с монголо-татарами или с кем-то еще... В прошлом году мы на физфак зачислили 84 человека - в течение года отчислили половину. В этом набрали 28 студентов при плане 85. Да, есть обстоятельства: в Минске - БНТУ, БГУИР, БАТУ, БГТУ - и там тоже поступающие должны знать физику. Естественно, когда абитуриент разложил карты перед тем как поступать, папа и мама говорят: "Пойдешь в учителя - 20 часов нагрузка, зарплата 3,4 млн., а если в политехнический, на строителя, перспективы другие". Если бы каждая минская школа (а их 200!) сориентировала и направила к нам хотя бы одного ученика на физфак и одного на матфак, а еще и Минская область, то у нас и конкурс был бы. Но, к сожалению, школы не ориентируют, а антиориентируют.


Н.Криволапова: Новая редакция правил приема даст возможность победителям 3-го этапа (а раньше только заключительного) республиканской олимпиады, а также золотым и серебряным медалистам, если есть рекомендация учреждения образования, поступать на условиях целевой подготовки на педагогические специальности без экзаменов.


А.Андарало: Это то же самое, как если бы Герой Советского Союза, который может без очереди покупать билет, подошел к кассе, а очереди нет. И что ему от этой льготы? Ориентировать нужно директорам школ...


М.Волков: Я считаю, что победителей областного этапа олимпиады нужно принимать не только на педагогические специальности, а во все вузы на специальности, которые нужны региону, без экзаменов. Аналогично - медалистов. А для педагогических специальностей нужно сделать небольшую льготу. Но без повышения зарплаты это все равно бесполезно...


Г.Николаенко: Учитель - это не только зарплата. Но и та обстановка, которая создается в коллективе. Зарплаты у всех педагогов сходные, а есть школы, в которые желающие работать в очередь выстраиваются, и есть учителя, к которым дети стремятся. И не только в столице. Например, в гимназию № 3 Могилева, директор которой Игорь Якименко - "Учитель года-2004", педагогов в кадровый резерв по конкурсу набирают. 12 выпускников этой гимназии поступили в педвузы.


Н.Криволапова: И это не уникальный пример. В Лицее БГУ директор, трое его заместителей и 39 учителей-предметников из 100 - бывшие выпускники. В Бочейковской средней школе Бешенковичского района 14 из 23 педагогов ее окончили в свое время. Из 55 выпускников школы № 1 Ошмян 15 поступили в педвузы, из них 11 - по целевому направлению.


"СБ": Сегодня сложнее удержать учителя в школе?


В.Стружко: Благодаря эксперименту по отраслевым выплатам, в который мы вошли, зарплаты увеличились. За первый месяц - от 400 до 800 тысяч в зависимости от нагрузки и категории. Уже за октябрь повышение составило 700 - 900 тысяч рублей. На сегодня средняя зарплата по школе у педработников - 5,9 млн. рублей. Но у нас и нагрузка выросла. Если раньше учитель работал 24 часа при 18-часовой ставке, то сейчас - в среднем 30 часов в неделю в зависимости от предмета. Мы и до эксперимента максимально дифференцировали стимулирующий фонд, чтобы поощрять тех, кто работает на качество.


Н.Криволапова: Суть эксперимента в том, что мы попытались путем отраслевых выплат (ввели такое понятие) заплатить учителю за ту работу, которую сегодня иногда он выполняет на общественных началах или она оплачивается ему не в должной мере. Например, организация питания, оздоровления в каникулы, конкурсов, турниров, дневного сна в начальной школе, посещение семей, работа с одаренными, преподавание на повышенном уровне... Все это требует от учителя и дополнительного времени, и особой подготовки.


В.Стружко: Раньше мы поощряли педагогов через надбавку и премию.


Н.Криволапова: А сейчас отраслевые повышения суммируются к окладу. Эта оплата не за часы, а за определенную работу, которая не нормируется... А надбавки и премии остались сами по себе, фонд этот сохранился. Кто работал больше, лучше, его могут еще сверху премировать.


"СБ": За счет каких средств идет этот эксперимент?


Н.Криволапова: Это средства, полученные от оптимизации расходов учреждений образования. Сюда входит и сокращение малокомплектных школ, а соответственно и ставок администраторов, директоров, технического персонала. И увеличение наполняемости классов. Причем норматив 20 вполне можно было бы увеличить до 24. Вот вам вместо 5 классов 4 и средства на повышение зарплаты учителям. На Западе нет маленьких сельских школ, как у нас, по 45 - 50 человек. Там за 40 - 50 км школьники съезжаются в одно учебное заведение. У нас же средняя наполняемость классов на селе - 9 человек, в городе - 21. Причем на оплату труда с начислениями уходит почти 90 процентов всех выделяемых средств на образование. Такие значительные расходы связаны именно с численностью учителей. В Беларуси их на одного учащегося приходится больше, чем в большинстве соседних стран.


М.Волков: Валерий Александрович, а у вас какая оптимизация в школе? За счет чего?


В.Стружко: За счет нагрузки. У нас учителей-предметников было 109, стало 98, да и средняя наполняемость классов - 23 учащихся.


М.Волков: Это не оптимизация. Как математик я сомневаюсь, что такое повышение зарплат, как вы назвали, может быть за счет внутреннего резерва. Чтобы эксперимент удался, надо помогать извне. Конечно, если взять дробь - вверху средства, которые выделяются на школу, а внизу персонал, который обеспечивает учебный процесс - и уменьшить знаменатель, то увеличивается и показание дроби. О чем речь? В вашей школе на тысячу учащихся 5 заместителей директора, и в школе, где сотня учеников, тоже несколько заместителей... Я такие примеры знаю. Так, может, и там стоит объединить директора и завуча или завхоза в одном лице? Социальные педагоги - нужны ли они в гимназиях, к примеру? Их роль часто выполняет классный руководитель. Или, скажем, в Дубровенском районе, где всего тысяча человек учится, полный штат районного отдела образования... Второй момент. Вы говорите об увеличении нагрузки до 1,5 ставки. Как учитель, воспитавший победителей мировых олимпиад, скажу: я никогда не брал более трех классов. Потому что иначе невозможно качественно работать. И я на эти три класса тратил время с 8 утра до пяти вечера. Когда мы увеличиваем нагрузку, надо понимать: мы заставляем учителя халтурить. 1,5 ставки, 30 часов - это работа на массового ученика.


В.Стружко: Учителей математики-физики нам не хватает так же, как и другим школам. Их нагрузку берут на себя другие. Отсюда эти 1,5 ставки. В любом случае хороший учитель, имея меньшую нагрузку в школе, нагружает себя еще репетиторством.


А.Сафонов: Сегодня, когда нет ресурсов в бюджете для повышения зарплат педагогам, можно было бы позволить учителю, который работает на ставку-полторы в школе, заниматься репетиторством без уплаты налогов. Ведь платные образовательные услуги в школе - тоже не источник повышения оплаты труда учителя. Ко мне на платные уроки, например, стоит очередь, но мне платят по той же ставке, как и всем учителям в школе. Учитель высшей категории с максимальным стажем за урок получает 30 тысяч... Стоимость одного урока для учащегося - 9 тысяч рублей. А родители готовы вдвойне-втройне платить, только ведите.


"СБ": Многие страны перешли на подушевое финансирование: деньги идут за учеником. У нас эту идею весь прошлый год обсуждали, а итог?


А.Бойко: Профсоюз изучал эту ситуацию и в России, и в Латвии... Такая система хороша там, где нет проблем с демографией, - там нормативное финансирование позволило увеличить зарплату. А на селе подобный подход неэффективен. Да и никто не доказал, что эта система финансирования дала более высокие результаты в качестве образования. Российские, латышские коллеги советуют не спешить... В отраслевой системе оплаты есть свои плюсы, но за счет внутренних возможностей отрасли по оптимизации доходы сильно не увеличатся. И когда мы говорим о неэффективности экономики образования, то понимаем - порой так оно и есть. Но и тут есть предел в оптимизации как сети учреждений, так и штатной численности. Какую бы систему оплаты мы ни выбрали, очевидно одно: без дополнительных финансовых средств она будет неэффективна изначально. Это подтвердил в конце 90-х годов эксперимент по штатно-окладной системе в школах. Мы уже многое упустили в базовом уровне оплаты труда.


"СБ": За счет каких альтернативных источников можно тогда улучшить положение учителя? Какой "социальный пакет" ему предложить?


А.Бойко: Как поднять статус учителя - обсуждают в разных странах мира. Предлагают снизить на 5 лет пенсионный возраст, обеспечивать служебным жильем и многое другое. Мы также внесли предложения: возможность льготного кредитования, если оба супруга - педагоги, сохранение доплат за ученые степени и звания неработающим пенсионерам-педагогам (ученые пенсии сейчас действуют в Украине), пересмотр условий выхода на досрочную пенсию - сегодня их настолько усложнили, что это не вариант для учителей, кто не застал советскую школу. Длительный отпуск - пожалуй, единственный на сегодня бонус. Но купить путевку с такой зарплатой проблематично. А если семья из педагогической династии? Мы их хвалим, а их все меньше становится. Мы предложили ввести пособие на оздоровление в размере хотя бы тарифной ставки, оклада. Кстати, это уже есть в Казахстане и Украине. В некоторых странах есть международная карта преподавателя, по которой предоставляются скидки на посещение музеев, театров, выставок, исторических достопримечательностей... А компенсация расходов на проезд? Особенно в сельской местности? Где-то этот вопрос решается, а где-то нет. Так не должно быть! Интернет, мобильная связь - можно было бы установить для педагогических работников льготные тарифы... Да и за коммунальные услуги были в советские времена скидки учителям. Даже в медобслуживании: протезирование учителю делали на льготных условиях, чтобы не стыдно было выйти к доске, улыбнуться детям. Мы предлагаем вернуться к этому.


В законе об образовании были социально значимые статьи, которые регламентировали и процентное соотношение зарплаты к средней по промышленности, и ее рост на определенный период. Когда готовился кодекс, эти статьи выпали. А ведь статья 13 Модельного закона "О статусе работника образования", принятого Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ, гласит, что во всех случаях начальный уровень ставок заработной платы и должностных окладов педагогических работников устанавливается в размере не ниже уровня средней заработной платы в промышленности в государстве. В нашем законодательстве такой нормы, увы, нет. Нет и закона, в котором был бы прописан социальный статус учителя. Уверен, нужно разработать государственную программу по формированию его положительного образа, чтобы была какая-то среднесрочная перспектива - реальная. Ведь потеря социального статуса педагога возвращается государству бумерангом проблем, не соизмеримых с ценой этого вопроса.


Советская Белоруссия №220 (24357). Пятница, 22 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter