Большая ревизия ожидает ЖКХ

Как найти управу на управляющих

Большая ревизия ожидает ЖКХ...

Большая ревизия ожидает ЖКХ. На недавней встрече с руководителями СМИ Президент рассказал о решении создать комиссию для детальной проверки деятельности жилищно-коммунальных служб. Так же, как это было сделано в строительстве, что в результате вылилось в создание четкой «дорожной карты» для всех участников рынка. Ясности и прозрачности, в первую очередь в формировании тарифов, требует и не менее проблемная сфера коммунального хозяйства.


Программа развития ЖКХ, утвержденная в 2003 году и рассчитанная на переход к управлению жильем с помощью товариществ собственников к 2015 году, стала утопией. Исследование Института социологии НАН, проведенное в марте — мае минувшего года с участием более полутора тысяч респондентов по всей стране, — тому неоспоримое доказательство. 58 процентов участников опроса сказали «да» ЖЭСам, ЖРЭО, расчетно–справочным центрам, и только каждый десятый предпочел альтернативу в виде товарищества собственников, ЖСПК или частной фирмы. Причем, если сравнивать с итогами подобного опроса в ноябре 2012–го, очевидно: сторонников у государственных ЖЭСов все больше. Плюс 4 процента. Сторонников товариществ, напротив, стало на 2 процента меньше. Хотя качество обслуживания в ЖЭСах совсем далеко от идеала и жалоб полно. Но за ними стоит самый надежный гарант — государство. А товарищества барахтаются в собственных проблемах. Зачастую обслуживают дома не лучше, но при этом взвинчивают цены, потому что не хотят возиться с получением дотации государства. Если не проедают средства на капремонт, то их на счетах обнуляет инфляция. За дело частенько берутся непрофессионалы, ворочают немалыми деньгами: наломают дров — и преспокойно увольняются. Вот почему граждане предпочитают ЖЭС, подконтрольный сверху и, главное, строго соблюдающий государственную тарифную политику. Очевидно, все это смягчило тон новой государственной программы развития ЖКХ (утвержденной год назад), где речь идет уже о государственно–частном партнерстве.


В ежовые рукавицы рынок ЖКХ берет и наша соседка Россия. Буквально на днях на заседании экономического совета Владимир Путин заявил: с сентября вводится лицензирование управляющих компаний, и уже с мая 2015 года все они должны иметь лицензии. Одно из условий допуска на рынок — должная материальная база, профессионализм. Руководителей обяжут сдавать квалификационный экзамен. Вводится уголовная ответственность за подтасовку мнения жильцов. Рост тарифов будет жестко привязан к инфляции. Эти экстренные меры понадобились потому, что накал страстей в отрасли достиг апогея. Из 22 актуальных проблем, типа «рост цен», «коррупция», «уровень зарплат», на первое место вышла «ситуация в ЖКХ», по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения. У нас проблемы в ЖКХ пока где–то на 7 — 8–й строчке в «рейтинге» проблем, уступая озабоченности «состоянием собственного здоровья», «уровнем оплаты труда» и «ростом пьянства и алкоголизма». И, как полагает научный сотрудник сектора социальных инноваций Института социологии НАН Дарья Назарова, не в последнюю очередь потому, что в стране сохранена в подавляющем большинстве государственная система централизованного обслуживания жилья, апробированная и отшлифованная десятилетиями.


Некоторые болевые точки очевидны. Нам тоже следует подумать о лицензировании обслуживающих жилье компаний. Чересчур либеральное законодательство, перекочевавшее практически в неизменном виде в нормы нового Жилищного кодекса, позволяет группе жильцов, владеющих 25 процентами квадратных метров многоквартирного дома, создать товарищество собственников. При этом далеко не всегда отделы городского хозяйства в исполкомах проверяют, были ли должным образом уведомлены все без исключения жильцы. Они же не следователи, чтобы проверять достоверность подписей в уведомлениях. Таким образом, остальные 75 процентов собственников могут даже не знать, что в их доме изменилась форма управления. А ЖЭС передаст все права с великим удовольствием: дом с баланса — дотаций и головной боли меньше. И исполком спокойно утвердит руководителя новой обслуживающей структуры, если у него будет соответствующее экономическое, юридическое или инженерное образование. И вот новоиспеченная структура получает в полное распоряжение денежные отчисления жильцов, нанимает бухгалтера, сантехников, электриков. Но как будет работать — большой вопрос. В качестве примера приведу цитаты из письма жильца новостройки по улице Актеров Еременко, 15, корпус 1 в Витебске И.Молодовского:


«Прошлой зимой дорога к дому была расчищена всего один раз. Подъехать, не буксуя, невозможно. Подъезды не убирались. Сменились 7 сантехников, электрик. Все они работали у нас в товариществе на какую–то долю ставки. Что можно ожидать от временщиков, больше занятых на основной работе? Осенью две недели сидели в холоде. Некому было стравить воздух в отопительной системе. Обращались в рай–, гор–, облисполкомы. Везде ответ стандартный: товарищества нам не подчиняются. В доме полно строительных недостатков. На претензии жильцов по этому поводу председатель, которого трудно застать в офисе, отвечает: это не моя работа. Куда потрачены вступительные взносы — неизвестно. «Бухгалтер уволилась — ничего не знаю», — такой ответ мы услышали от председателя на собрании. Люди устали, хотят ликвидации товарищества и перехода в самый обычный ЖЭС, расчетно–кассовый центр. Зачем нам содержать председателя и бухгалтера, когда тарифы и без того растут?!»


Однако не тут–то было. Попасть в ЖЭС совсем непросто. Решение надо принять на общем собрании или путем опроса, в котором примут участие собственники домовладения, обладающие двумя третями голосов. Вместе с протоколом собрания или копиями опросных листов передается и техническая документация. «А кто и кому даст документы?» — задается справедливым вопросом И.Молодовский. Но и это еще не все сюрпризы. «Переход на полное техническое обслуживание в ЖРЭТ Первомайского района, — значится в ответе начальника управления ЖКХ Витебского облисполкома Ю.Дядёло, — не является основанием для ликвидации товарищества собственников как юридического лица, которое может быть ликвидировано только в установленном законодательством порядке». И далее алгоритм действий: принятие решения о ликвидации, назначение ликвидатора, уведомление регистрирующего органа, увольнение работников, удовлетворение требований кредиторов, взыскание дебиторской задолженности, составление ликвидационного баланса, сдача документов в архив, закрытие счетов в банке и предоставление документов в регистрирующий орган. Думал ли законодатель, насколько все это реально для обычных жильцов? Бьюсь об заклад: никто этим заниматься не будет, и в лучшем случае, если таки удастся передать дом ЖЭСу, фактически мертвое товарищество будет висеть в базе данных.


Счастье, что этот дом новый. Минувшим летом «СБ» (номер за 15 июля) писала о трагической истории дома № 10 по улице Серафимовича в Минске, который 40 лет обслуживал ЖСПК. А когда накопились проблемы, оказался без председателя, бухгалтера, сантехников и электриков. Только с помощью исполкома дом «без руля и без ветрил» получил паспорт готовности к зиме. А на днях по решению исполнительного комитета его передали в ЖРЭО Ленинского района. В виде исключения, со всеми многочисленными техническими недостатками. Но чем больше жилых домов у нас будет вот так самообслуживаться, тем сильнее вероятность, что исключения могут стать правилом. Кто за все это будет платить? И устранять недостатки, копившиеся годами?


Сергей Шевченко, председатель КИЗ, обслуживающего дом 20 по улице Каштановой в Могилеве, уверен: «Фактически управление товариществ собственников и ЖСПК действуют по принципу: создали, а дальше «с глаз долой». Думаете, после статьи кто–либо из управления ЖКХ дал указание или направил запросы, в каком состоянии документация в других товариществах или ЖСПК? Ничего подобного! Между тем как недавно избранный председатель КИЗ я поинтересовался, а все ли в порядке у нас. И что же? Изучив перечень, любезно предоставленный ЖРЭУ, убедился — да и половины документов нет! А нашему дому не 40, а всего 16 лет. Говорят, ищите у бывшего председателя. А где его искать? Он уволился и умыл руки. Теперь все восстанавливать придется жильцам. Еще проблема. Было у нас 40 миллионов рублей на счете, собранных по статье «капремонт». В 2011 году это составляло более 11 тысяч долларов. Сейчас — 4 с хвостиком. Что делать?»


Мое твердое убеждение. Обслуживать жилье должны профессионалы, а не домохозяйки или пенсионеры, которым вдруг захотелось поэкспериментировать и попробовать создать альтернативу ЖЭСу. С нуля. Причем речь не обязательно о государственных структурах. Пожалуйста, создавайте и поощряйте частные, пусть получают лицензии и предлагают свои услуги. Схема условно может выглядеть так: комиссия исполкома, принимая дом в эксплуатацию, тут же объявляет тендер на его обслуживание по действующим и утвержденным Правительством тарифам. А граждане пусть выбирают. Кстати, для этого им вовсе не надо создавать юрлицо с председателем и бухгалтером. И еще. Законодательство должно жестко регламентировать ответственность обслуживающей организации за качество работы. А еще лучше, чтобы, как сейчас в строительстве, претенденты формировали специальный страховой фонд — на случай возникновения проблем, чтобы потом не искать бывшего председателя, бухгалтера...


Советская Белоруссия №23 (24406). Четверг, 6 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter