Как нас обувают

Весна.
Весна. Тепло. Тает снег. Природа обновляется. И ничто, пожалуй, не сможет так испортить романтическое настроение, как пара старой, изношенной за зиму обуви. Однако прежде чем отправиться в магазин или на рынок за обновкой, прислушайтесь к некоторым советам.

Откуда обувка?

Недавно в одном из магазинов конфиската мне посчастливилось купить чудную пару итальянских туфель с экстрамодными закругленными носами и по очень сходной цене. Со слов продавца, товар был изъят на западной границе Беларуси. Подлинность происхождения обуви подтверждали и четко изложенные сведения об изготовителе - некоей фирме из Милана - с адресом и даже телефоном. Но каково же было мое разочарование, когда в одном из торговых центров я увидела точно такую же модель, однако, судя по реквизитам, сшитую на... казанской обувной фабрике в Российской Федерации. "Так кому же на самом деле принадлежит авторство?" - поинтересовалась я у продавца. "Китайцам..."

Поднебесная производит нынче до 6 миллиардов пар обуви в год, обувая каждого второго жителя земли. Догнать или перегнать эту стремительно развивающуюся индустрию практически невозможно. За годы реформ китайцы создали собственную сырьевую базу, построили современные фабрики (кстати, их активно скупают российские модельеры - Вячеслав Зайцев, например) и даже привлекают ведущих итальянских кутюрье. Почему? Да потому, что рабочий день у китайского обувщика - 16 часов, а отпуск всего 2 недели. В Италии, например, на таких условиях пришлось бы нанимать двоих работников и платить им больше 2 тысяч евро в месяц. Кстати, в Европе за последние несколько лет выпуск обуви снизился почти наполовину. Что касается Российской Федерации, то никакого экономического чуда там нет. Собственное обувное производство загружено всего на треть. Зато активно развит обмен нефтедолларов на импортный товар. Больше половины туфель, сапог и ботинок завозится из-за рубежа. Это официально. Но существует и "серый" импорт.

По данным центра независимых экспертиз Белорусского государственного экономического университета, каждая третья пара импортной обуви со скрытым браком поступает в продажу без пиктограммы, то есть специального значка страны-изготовителя. Так что большинство российской обуви в наших магазинах на самом деле таковой не является и скорее всего сшито руками китайских мастеров.

Доверяйте глазам своим

Что ж, это не всегда плохо. Просто нужно внимательно осмотреть и изучить предлагаемый товар, не полагаясь слепо на маркировку и надписи на коробке. Вот что рекомендует исходя из практики работы Минского общества потребителей его пресс-секретарь Леонтий Кучко

: "Качество обуви легко угадывается по четко проработанным деталям, законченному силуэту, закрепленным стежкам и идеально ровным строчкам. На поверхности кожи не должно быть никаких мелких дефектов, царапин, помятости. Проверьте, есть ли задник или подносок. Ни одна солидная фирма, в том числе и китайская, не позволит себе "забыть" такие важные детали. Синтетические кожи бывает очень трудно отличить от натуральных, но попробовать можно. Например, рука при соприкосновении с искусственным материалом потеет. Точно так же неприятна ненатуральная обувь в носке. Обязательно обратите внимание, как прикреплены подошвы. Едва заметные отставания станут явно видны, если слегка надавить на кожу у соединения с подошвой. Сейчас на рынках участились случаи продажи поношенной обуви. Особенно этим грешат продавцы торгового центра "Ждановичи". Такую пару сразу выдают стельки с отпечатками стоп прежнего владельца. Так что если приглянувшаяся пара вызывает сомнение, покупку лучше отложить".

Но допустим - с "экстерьером" все в порядке. Тогда желательно ознакомиться с некоторыми нюансами официального происхождения изделия. С 1 января нынешнего года в Беларуси действует новый стандарт маркировки непродовольственных товаров, и наших, и завозных. На вкладыше или на коробке должны быть обязательно название и адрес предприятия-изготовителя, сведения о сертификации, то есть проверке продукции на безопасность. К сожалению, обувь, предлагаемая частными предпринимателями на рынках и в торговых центрах, не проходит такие испытания. Поэтому к выбору обновки там следует подходить еще осмотрительнее. Кроме того, производитель или импортер указывает, каков цвет обуви (скажем, темно-синий при электрическом освещении легко спутать с черным) и из чего сделан верх. Натуральная кожа, например, имеет множество разновидностей: феникс, нубук, замша - и свойства их далеко не одинаковы, поэтому обувь из таких материалов должна сопровождаться памяткой по уходу. Солидные импортные фирмы называют и материалы вставок, стелек, подошв.

А где гарантия?

Купив на днях пару российской демисезонной обуви в солидном торговом центре, наша читательница Алла Селюсь обнаружила в коробке вместе с чеком и памяткой о гарантийном сроке носки прелюбопытнейшую листовку-аннотацию, в которой дословно говорится следующее: "Кожаная обувь не предназначена для носки в сырую, дождливую погоду, так как не является непромокаемой" и "На дефекты, вызванные несоблюдением правил по уходу и эксплуатации обуви, наша гарантия не распространяется". "Но зачем мне такая кожаная обувь, - спрашивает покупательница, - ведь погода у нас скорее дождливо-слякотная, нежели солнечно-сухая?" На всякий случай скажу, что по закону о защите прав потребителей обувь, не подошедшую по форме, размеру, фасону и другим потребительским свойствам, можно вернуть в магазин в течение двух недель после покупки, правда, если вы ее не носили и сохранен чек. Однако имеет ли, в принципе, магазин право на подобную отсебятину? Этот вопрос я задала начальнику отдела по защите прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Ирине Наркевич. "На отсебятину - нет, - отвечает Ирина Владимировна. - Такого рода рекомендации может давать только производитель обуви. Скажем, предприятие выпускает комнатные тапочки, офисные туфли или обувь для погребения. О назначении такого товара он должен предупредить покупателя в письменном виде. И если вы офисную модель на подошве из спрессованной кожи или картона наденете на улицу в дождь, прогуляетесь по выщербленному асфальту и вернетесь босиком, то все претензии к изготовителю будут напрасны. Однако, допустим, спускаясь по лестнице, вы ломаете каблук, и вызвано это конструкционным браком офисных туфель (на что необходимо подтверждение экспертов). В таком случае в течение двух лет после покупки можно вернуть товар продавцу и потребовать назад деньги".

Что же касается гарантийных сроков носки обуви, в течение которых продавец и изготовитель должны беспрекословно принять все обоснованные претензии к качеству, то, представьте себе, их может не быть. Поскольку это вовсе не обязанность, а право производителя, определяющее привлекательность его товара. Например, отечественные фирмы "Марко" и "Белвест" готовы отвечать за свою продукцию в течение 70 дней. Остальные - два месяца. Но эти правила, к сожалению, не распространяются на импортную обувь. И частный предприниматель, написавший на отрывном талоне, что гарантийный срок на купленные у него ботинки составляет всего 14 дней, не нарушает закон. Если, конечно, в сопроводительных документах не указано совершенно иное волеизъявление китайского, турецкого или российского мастера. Из этих стран чаще всего везут к нам обувь.

Без бумажки - букашка

На чужих ошибках, к сожалению, учатся далеко не все. Уж сколько твердили миру газетчики, юристы и товароведы о том, что главный "оберег" покупателя - это кассовый чек, отрывной талон или, на худой конец, надпись на коробке с наименованием товара, датой продажи, ценой и подписью продавца, мы по-прежнему покупаем обновки на авось. И вот результат. Минчанка Нина Шавловская в декабре приобрела в торговом центре "Ждановичи" зимние ботинки сыну. Отдала больше 100 тысяч рублей. А к Новому году обувка развалилась, и ни одна мастерская не взялась за ее ремонт. Продавец же поспешил от своего товара откреститься. И теперь женщина пишет жалобы, ходит к администрации рынка, к юристам. Однако доказать вину торговца и вернуть деньги за некачественный товар в таком случае довольно сложно. Большинство проигранных в суде дел о защите прав потребителя приходится именно на такие ситуации. Можно, конечно, попробовать привлечь свидетелей, провести независимую экспертизу. Но все это стоит денег. Скажем, общества защиты прав потребителей отправят пару на независимую экспертизу и предложат услуги юриста к судебному заседанию небесплатно. Так что ботиночки вдвое-втрое "вырастут" в цене. А окупятся все затраты, только если суд вынесет решение в вашу пользу.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter