Как эффективно учиться во взрослом возрасте, если свободного времени мало, а учеба сложная – нейрофизиолог

Некоторые люди с детства медленно обрабатывают и запоминают информацию – так устроен их мозг. Что поможет им успешно учиться чему-то новому во взрослом возрасте, если свободного времени в обрез? На вопрос портала sb.by ответил нейрофизиолог, социолог, специалист в области прикладной психологии Кирилл Хмарский:


– В современном мире очень важно постоянно чему-то учиться, получать новые знания, осваивать новые навыки. У многих взрослых людей, которые хотят или им необходимо чему-то обучиться, свободного времени практически нет – все расписано от и до. При таком раскладе учебе они при всем желании не могут посвящать более часа в день. А это значит, что каждая система, призванная чему-то обучить, сталкивается с выбором – или давать много, но качество обучения и понимания темы будет посредственное, или давать мало, увеличивая тем самым возможность более подробно изучить условный параграф, но растягивая процесс обучения и ухудшая дальнейшее построение связи между «параграфами», т.к. за время досконального выучивания второго и перехода к третьему параграфу обучающийся успевает забыть львиную долю содержания первого. Одним словом, оба этих метода, которые применяются в разных образовательных программах в разных странах, школах, несовершенны.  

Попробуем разобраться, где искать золотую середину. Психологически зрелый взрослый человек способен планировать время и уже точно знает, что ему нужно, а что нет. У него в жизни нет задач, кроме тех, на которые он согласился, устроившись на работу, заведя семью или заняв себя чем-то еще. Если учеба в той или иной сфере действительно представляет для взрослого человека ценность, он осознанно и ответственно относится к процессу обучения – не пропускает занятия, выполняет домашние задания.
Мотивация – вот что поможет эффективно учиться чему-то новому.  
Разумеется, надо учитывать, что у людей разные способности к обучению: одному для обретения нового навыка, знания, умения требуется меньше времени, а другому – больше. Это совершенно нормально, просто нейрофизиологический факт, с которым следует считаться. В конструкции мозга каждого человека от природы заложены определенные предрасположенности (то, что часто называют талантом). Приведу простой пример. Допустим, человек желает научиться изготавливать табуретки, но в конструкции его мозга нет достаточного ресурса, необходимого для воплощения этой деятельности. Такому человеку придется затратить больше времени и усилий для обучения по сравнению с тем, кто имеет предрасположенность к изготовлению мебели. Но при должном старании и упорстве он рано или поздно научится делать вполне добротные табуретки.    

Конечно же, имеет значение, как человек планирует осваивать что-то новое – сам или с наставником. Замечу, самостоятельно не всему можно научиться, к тому же для самостоятельного образования в большинстве случаев требуется намного больше времени и терпения. 
Теперь самое время рассказать об эффективном с точки зрения нейрофизиологии способе обучения в условиях дефицита времени. Суть его и проста, и сложна одновременно. Проста в формулировке, которая звучит так: «Нужно понять, как устроено то, что изучается, главный принцип, и тогда легко будет освоить остальное». Сложность же заключается в том, что чем сложнее изучаемое, тем труднее новичку разобраться без помощи со стороны, что является базовым, а что дополнительным. 
В качестве простой аллегории приведу сравнение с домом. Чтобы построить стены, нужен фундамент. Очень часто новички, решившие осваивать что-то самостоятельно, без руководителя (еще раз подчеркну – речь о вещах, требующих большего усилия, чем посмотреть два-три обучающих видео или прочитать столько же книг), начинают строительство «дома своего познания» со стен или вообще с расстановки мебели. Естественно, спустя время приходится исправлять ошибки, переучиваться, доучиваться – все это в лучшем случае требует дополнительного времени, в худшем – расстроенный неудачей человек отказывается от идеи обучиться.

Подведу итог. Если вы желаете чему-то обучиться, но не располагаете достаточным временем, постарайтесь найти наставника, который сложный «предмет» разобьет на части, доступно объяснит, каково устройство основы. Изучив и применив этот «фундамент», вы получите первые – скорее всего, вдохновляющие – результаты, уловите суть «предмета». Только после этого этапа можно двигаться дальше. Еще раз обращу внимание: чем многограннее и сложнее «предмет», тем больше площадь его «фундамента», и поэтому на преподавателя возлагается важная миссия . Он должен не отстраненно отчитать материал по методичке, а найти подход к ученику, должен не только иметь гибкий ум, но и досконально владеть предметом, детально знать устройство того, чему он обучает.  
Для изучения «фундамента», основных положений предмета выделите хотя бы 10–15 минут в день, а если есть возможность, то час-полтора. Через некоторое время вы разберетесь в устройстве механизма изучаемого предмета, и вам будет легче приступать к кладке устойчивых «стен».

Иностранный язык

♦ «Фундамент». Зависит от области применения. Если цель – знание языка на уровне туриста, то фундаментом будет набор готовых фраз, выученных по разговорникам. Если речь о чтении английской и американской литературы в подлиннике, то фундамент – грамматика и теоретическая основа языка, т.е. его устройство.  

♦ «Стены». Постепенное пополнение словарного запаса, вариативность и усложнение фраз.    

Психология

♦ «Фундамент». Непосредственно то, какая психология имеется в виду (психоанализ, гештальт-терапия, КПТ, экзистенциальная и др.), и с какой целью человек намерен ее изучать, поэтому прежде всего нужно определиться с направлением психологии и областью применения. Если подразумевается по-настоящему серьезный подход, то фундаментом будет изучение устройства мозга.  

♦ «Стены». Более углубленное познание в выбранной специализации психологии. 

Игра на музыкальном инструменте

♦ «Фундамент». Устройство музыкального инструмента – это и есть то самое буквальное постижение «устройства предмета», позволяющее понимать, почему, например, при более сильном нажатии клавиши рояля звук звучит громче. Таким образом, поняв, как управлять механикой инструмента, можно более качественно извлекать из него необходимые звуки. 

♦ «Стены». Упражнения, нотная грамота (хотя бы на уровне понимания нотного текста) и постепенное наращивание репертуара. Благодаря пониманию устройства инструмента легче обеспечить ему более аккуратные условия использования и хранения.   

Фото: freepik.com

Ранее мы писали о том, как вернуть интерес к жизни, если он начал затухать.
Уважаемые читатели! У вас есть возможность задать вопросы практикующим психологам. Компетентные специалисты дадут рекомендации, как справляться с психологическими проблемами и трудностями. Присылайте вопросы на электронную почту barejko@sb.by и читайте материалы с тегами «психология», «психолог».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter