Как детей убивают социальные сети

Как детям вырваться из сети

Интернет — бескрайний океан, с подводными камнями и бесконечной глубиной. В нем утопают все, кто не умеет плавать. И больше всего страдают от этого дети.


«Напишу сюда, потому что боюсь кому–то еще сказать, все сразу начнут упрекать меня в том, что я плохая мать. Но я не считаю, что это так. Я оставила свою малышку на кухне на полчаса, а когда вернулась, застала ее с коробкой спичек в руках. Все 4 конфорки плиты были включены на полную мощность. Мне страшно представить, что могло случиться. Катенька говорит, она хотела стать феей огня Винкс», — примерно такое сообщение оставила в анонимной группе одной из соцсетей мама маленькой девочки. К счастью, в этом случае никто не пострадал. Спасти удалось и 5–летнюю малышку из Чебоксар, которая таким же образом пыталась превратиться в любимого персонажа. Правда, уже после того как она проделала обряд. Бабушка, видя, что внучка не хочет есть кашу, выбежала в магазин за пельменями. А когда вернулась, в квартире был пожар. Девочку доставили в больницу с ожогами 50% тела.

Малыши узнали об инструкции из интернета. На картинке, которую они увидели, была изображена одна из главных героинь любимого мультфильма «Клуб Винкс: Школа волшебниц» — фея огня Блум. Рядом с известным персонажем — правило: «Как стать феей огня в домашних условиях». Для превращения в фею шутники предлагают ночью, незаметно от родителей, пустить газ на кухне. «...Пойдет волшебный газ. Пока ты будешь дышать им во сне, ты будешь становиться феей!» Другая картинка рекомендует не дожидаться ночи, а зажечь спичку через некоторое время после того, как пойдет газ. Умельцы создали и инструкцию, как стать обычной феей. «Берешь блестки, клей, ткань, крылья. Возле пупка и на груди мажешь клеем. Приклеиваешь блестки, потом открываешь окно и становишься на подоконник. Дальше самая страшная, но верная часть: делаешь 4 шага вперед и летишь. Без этого шага тебе не стать феей». Изображения «гуляют» по интернету уже больше года. В декабре 2014–го блогеры уже обращали внимание на их потенциально убийственное значение. Однако картинки приобрели еще большую популярность и набрали обороты репостами в социальных сетях. Попадали они в том числе и в группы, посвященные этому мультфильму. К счастью, Роспотребнадзор закрыл доступ ко всем сайтам, на которых были размещены эти картинки. Однако они по–прежнему гуляют по социальным сетям.

Не успела история с феей затихнуть, как в интернете появился новый «мудрый» совет. В этот раз всем желающим предлагают опробовать новый вид джакузи. По мнению авторов, нужно вооружиться феном и обычной ванной. Неизвестно, сколько людей опробовали этот способ на себе и сколько из них остались в живых. Еще одни умники недавно нарисовали пособие о том, как добиться эффекта радуги в глазах. Для этого, по их мнению, достаточно с помощью пипетки залить себе в глаза бензин. И — вуаля, перед глазами поплывет радуга. Когда я рассказала об этом врачу–офтальмологу одной из минских поликлиник, она взялась за голову. Такие эксперименты чреваты полной потерей зрения.

Кто и зачем это делает? Ответить на вопрос непросто даже специалистам. Может, все дело в прибыли? Учредитель рекламного интернет–агентства Андрей Гусаров говорит, что не исключено, что на такие шаги могли пойти компании, стремящиеся завоевать внимание пользователей. «Сегодня в интернете идет борьба между брендами за внимание потребителя. И в этих условиях не все выбирают этичные правила». Гусаров приводит пример: между картинками, на одной из которых изображен новый холодильник, а на другой тяжелобольной мальчик, которому требуется лечение, современный пользователь соцсетей кликнет на мальчика. «В интернете компаниям приходится конкурировать с котиками и другими персонажами. Поэтому каждый притягивает внимание к своему аккаунту как может», — резюмирует Гусаров.

Так что же получается, в этом поле не существует вообще никаких моральных ограничений? Интернет–маркетолог говорит, что в погоне за прибылью этот аспект остается без внимания. Ведь таким способом вокруг аккаунта в социальной сети формируется определенный круг людей, которым интересна та информация, которую им предлагают. А затем, используя нехитрые способы манипуляции, им предлагают приобрести определенные вещи. Бинго. Система работает.

Однако в истории с инструкцией о том, как стать феей, все немного иначе. Не так давно компания «Рэйнбоу», владеющая брендом Винкс Клаб, выступила с официальным заявлением по поводу этих картинок: «Мы взяли под полный контроль всю ситуацию, связанную с выходом на ряде информационных ресурсов материалов под названием «Инструкция, как стать феей огня», где от лица нашего бренда идет призыв к деструктивным действиям в отношении детей». Владельцы компании обратились в суд с просьбой привлечь виновных, а также добились того, что эта инструкция исчезла с многих сайтов. Однако, увы, она осталась бродить в социальных сетях. «Подобные прецеденты не имеют никакого отношения к бренду и вызывают у нас ужас. Эти люди размещают подобную информацию от имени героев бренда, ценности которого всегда были ориентированы на счастливую жизнь, семью, любовь, дружбу. Именно эти ценности мы всегда продвигаем и в рамках мультсериала, и в рамках всех активностей», — говорится в заявлении, которое распространяется от имени автора мультфильма Иджинио Страффи. Некоторые СМИ уверяют, что создателем этой инструкции стал 16–летний студент ростовского техникума. Подросток, по их мнению, опубликовал изображения ради «шутки».

В нашей стране таких случаев, к счастью, не было. Как рассказывает Виталий Дембовский, пресс–секретарь Минского городского управления МЧС, причиной детского травматизма в основном становится шалость. Как, например, пару дней назад 12–летний мальчик получил сильнейшие ожоги, пытаясь разжечь костер при помощи аэрозольного баллончика. Однако, подчеркивает Дембовский, факт наличия таких картинок вызывает опасение. «Родителям важно видеть и знать, что смотрит ребенок в интернете, чем он интересуется. Нужно разговаривать с ним и завоевывать у него авторитет. А также объяснять, что есть сказка, а что такое реальный мир и какие опасности здесь могут поджидать». Мы часто боимся разрушить мечту ребенка и признаться, например, в том, что Деда Мороза не существует. Но есть вещи, о которых ребенок должен знать.

Как дети находят эти картинки, объяснять никому не нужно. Для многих родителей гаджет в руках ребенка — отличный способ отдохнуть. Со стороны кажется, что малыш занят делом. Каким? Наверное, смотрит мультики. Но надо помнить, что интернет — не детский канал на телевидении. За каждой ссылкой его может ждать смертельно опасная информация, о которой ему расскажут такие милые детские персонажи.

isaenok@sb.by

Советская Белоруссия № 131 (25013). Суббота, 9 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter