Современный театр всегда был интересен своими кадровыми страстями

Кадровый жар

Современный театр всегда был интересен своими кадровыми страстями...

Кроме актуальных премьер, порой шокирующих, порой довольно вялых, со времен «Таганки» и раскола советского МХАТа современный театр всегда был интересен своими кадровыми страстями. Истории о том, как труппа съела или довела до гробовой доски того или иного директора либо худрука, с трепетом передаются театралами из уст в уста, как старинное предание. Также в памяти народной всегда остаются и примеры нечуткого, бюрократического обращения с тем или иным коллективом, когда кандидатура руководителя была «продавлена» или навязана сверху. Об этом, например, подробно рассказал актер и режиссер Леонид Филатов в своей трагикомедии «Сукины дети», вольно пересказав историю изгнания Юрия Любимова из «Таганки». Тут вам и секс–шантаж, и попытка самосожжения, и объявление коллективной голодовки. Было бы смешно, если бы не было так грустно... Тот же Филатов в другой картине в роли безвольного чиновника Филимонова мудро заметил: «Беда нашего искусства в том, что им всегда пытались руководить».


Казалось бы, прошло время. Канули в небытие унизительные сдачи спектаклей цензурным комиссиям. Никто не голодает. Как ни мечтают иногда наши режиссеры о славе молодого Марка Захарова, у которого со скандалом постановку «Доходное место» закрыла министр культуры Фурцева, ставить сегодня можно все, что угодно. Главное, быть просто услышанным в этом хоре. Но порой происходят события, снижающие общее впечатление от нашего театрального процесса.


Задышал, вышел на новые рельсы Республиканский театр белорусской драматургии. Большое количество премьер («Тихий шорох уходящих шагов», «Раскiданае гняздо», «Бежать из Эльсинора...», «Контракт»), международные проекты, яркие танцевальные перформансы... Художественный руководитель театра Александр Гарцуев и директор Игорь Сигов изо всех сил пытаются сделать театр конкурентоспособным. Придумали свою, по аналогии с голливудской, «аллею звезд» в фойе на втором этаже. Почему нет? Шумно отпраздновали юбилей народной артистки Татьяны Мархель. Готовятся к фестивалям. И вдруг накануне Международного дня театра Министерство культуры решило не продлевать контракт с директором Игорем Сиговым, мотивируя это заботой о здоровье Сигова, перенесшего инфаркт.


Посыл по–человечески понятный. Только не обернется ли такая забота новым стрессом? И для Сигова, и для труппы, которая написала коллективное письмо за 80 подписями на имя министра культуры...


Нет никаких сомнений в том, что, даже потеряв директорское кресло, Игорь Сигов не потеряет своих замечательных актерских качеств. И как еще один актер, проработавший директором в Купаловском — народный артист Николай Кириченко, после ухода с должности продолжит хорошо и много играть. А потому на эту кадровую частность можно было бы не обращать внимания, отмахнуться, если бы не укладывалась она в общую картину. Что знают те, кто руководит сегодня театрами, об их специфике? Наверное, многое, но, по моим ощущениям, не все. Предполагаю, не знают ни имен, ни фамилий, ни подводных течений, ни симпатий и антипатий, не имеют представления о творческой форме, в которой находится коллектив. Иначе как объяснить, что снова и снова не могут избежать искушения наломать дров? Только–только угас конфликт в ТЮЗе. После внезапного ухода из жизни директора Юрия Кулика управлением культуры Мингорисполкома был назначен Николай Казюлин, который прославился на своей новой и кратковременной должности тем, что нашел политический подтекст в сказке «Три поросенка». В итоге коллектив опять встал на дыбы. Хотя было бы лучше, если бы ТЮЗ расходовал свою энергию в мирных целях. Бедная труппа: какой по счету скандал в его истории? Но что делать, если творцов раз за разом загоняют в угол? Не слишком считаются с их мнением. А ведь в творчестве как нигде важна личность лидера. И та атмосфера, которую ему удается создать. Это же не пункт приема стеклотары.


Что в итоге? Николай Казюлин со скандалом ушел со своего поста. Говорит, не сошелся во взглядах, кроме труппы, еще и с художественным руководителем Владимиром Савицким. Вполне возможно. Но мне почему–то вспоминается один известный герой Булгакова, читавший переписку Энгельса с Каутским и сказавший, что он не согласен с обоими.


...Останется ли в кресле директора Игорь Сигов — дело третье. Просто хочется к Международному дню театра получать не очередной скандал, а действительно подарки. Заслужили.


Добрый зритель в 9–м ряду.

 

Советская Белоруссия №55 (24438). Вторник, 25 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter