При разработке стандартов для производства продукции необходимо обращать внимание на ее ремонтопригодность

К надежности и долговечности

При разработке стандартов для производства и допуска продукции на свой рынок необходимо обращать внимание на ее ремонтопригодность

Чем отличалась техника прошлого века? Ремонтопригодностью. Особенно хорошо этим свойством обладали советские конструкции. Пылесос, холодильник, даже автомобиль можно было разобрать буквально до уровня винтов и болтов. Увы, такие инженерные технологии в современном мире не то чтобы забыты, а сознательно не используются. Большинство сложнотехнических изделий фактически состоят из нескольких блоков. И точка. Сломался прибор — меняй чуть ли не половину деталей в одной «упаковке». Купить новое нередко оказывается выгоднее, чем восстанавливать старое. Таковы уж законы экономики потребления, которая пришла и к нам с импортными товарами и иностранной же идеологией производства — стимулировать к покупке. Но насколько это экономически и экологически эффективно? Не пора ли, по крайней мере на национальном уровне, пересмотреть эти подходы?


А где, собственно говоря, высокие технологии, которыми так гордится Запад? Слышу про разные ноу-хау, материалы, технологические изыски уже не первое десятилетие. А надежность техники только снижается. Когда-то в 1990‑х мне казалось, что мир стоит на пороге вечных вещей. Современные материалы и технологии напыления способны сделать бессрочными режущий инструмент, трущиеся детали автомобилей и еще массу изделий. А на деле?! В реальности потребительские товары становятся все более одноразовыми. В былые времена техника могла честно и верно служить несколько десятков лет. А если вышла из строя, то ее можно было починить. Скажем, катушку в электродвигателе перемотать — и к прибору возвращаются его функциональные качества.

Причем надежностью и ремонтопригодностью в прошлом веке отличалась и наша, и импортная техника. На дорогах еще можно встретить иномарки выпуска 1980‑х годов, как и родные «Жигули» с «Москвичами». При достойном отношении техника тех лет являлась почти бессрочной. Почему же развитие технологий убило долговечность?

А дело-то не в деградации инженерной мысли, а в доминировании экономики потребления. А она предполагает развитие исключительно через увеличение емкости рынка и объема продаж. Производить вечные вещи оказалось никому не выгодно. Во-первых, надежность отдаляла так называемую повторную покупку. Во-вторых, многие компании в последние десятилетия приняли стратегию, когда они зарабатывают больше не на продаже своей продукции, а на ее обслуживании и сервисе. Поэтому в тех же автомобилях иной раз причина поломки кроется в неисправности крохотной запчасти. Но производитель предписывает менять сразу целый блок стоимостью нередко в несколько тысяч долларов. Сломался датчик давления выхлопных газов, например. Нельзя его заменить и радостно ехать дальше. Необходимо всю электронику контроля выхлопной системы менять: со всеми датчиками, контроллерами. В чем логика? Естественно, в деньгах. Наверное, каждый владелец автомобиля сталкивался с такой проблемой. Конечно, существуют народные умельцы, которые могут, игнорируя рекомендации производителя, решить проблему. Но в том-то и штука, что в борьбе с самоуправством конструкции специально делают неразборными: заклепанными, запаянными. Плюс — цифровизация. Иной раз посещает шальная мысль: современная техника насыщена микрочипами, чтобы улучшить их потребительские качества или чтобы привязать потребителя к сервису производителя?

Дело в том, что на рубеже веков изменились экономические целеполагания. В поствоенные годы во многих странах ключевой целью являлось повышение благосостояния граждан. И уровень жизни, кроме всего прочего, измеряли уровнем проникновения различной техники в домохозяйства. Статистикой отмечалось, сколько семей в СССР и на Западе владеют холодильниками, телевизорами, пылесосами, автомобилями… Причем приходилось создавать комфорт в условиях дефицита и ресурсов, и рабочей силы. Все-таки в разной степени, но Вторая мировая опустошительным смерчем прокатилась прежде всего по Европейскому континенту. Когда многого не хватало, вопрос спроса как таковой не стоял. Продавалось все. Другое дело, что в Союзе сдерживающим фактором был дефицит, а в Европе — наличие средств у потребителей для приобретения товаров долговременного пользования. И, естественно, выкладывая свои накопления за бытовую технику или автомобиль, люди хотели получить надежную и долгоиграющую вещь. И по этому критерию производители конкурировали друг с другом.

А потом наступил кризис перепроизводства, которым традиционно страдает капиталистическая экономика. И, пожалуй, она так и не смогла справиться с этой болезнью. Только ее закамуфлировали стимулированием потребительского спроса. В том числе и через снижение срока эксплуатации бытовых приборов и механизмов. Изменение рыночной концепции породило гонку за дешевизной. И началась эпоха ресурсосбережения: экономии на материалах, где это возможно. В результате те же кузова автомобилей уже напоминают толстую фольгу или тонкую жесть. И срок эксплуатации такой же: 5 — 7 лет, и прогнивают насквозь.

Не пора ли на национальном уровне, а еще лучше — Союзного государства или ЕАЭС, пересмотреть некоторые подходы. И в стандарты производства и допуска продукции на наши рынки заложить ориентированность не только на безопасность продукции, но и ее долговечность, а также ремонтопригодность. Возможно, стоит предусмотреть и требование к потенциальной модернизации. Зачем менять, например, целиком стиральную машину, когда для ее апгрейда будет достаточно заменить несколько блоков?! В конечном итоге механический процесс остается неизменным: барабан крутится, белье стирается…

Эпоха «одноразовой экономики» подходит к концу. Хотя бы по той причине, что мир вошел в период дефицита ресурсов. Плюс обостряются экологические проблемы. И долговечные ремонтопригодные вещи — решение, как мне видится, сразу целого спектра проблем современности. Конечно, для этого придется поломать привычное мировоззрение, перестраивать и инженерные подходы, и бизнес-процессы, и маркетинговые стратегии, которые уже добрых лет 30 затачивались под экономику потребления. Но рано или поздно это придется делать. Почему бы не стать первыми?


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter