К гадалке не ходи

Госдума готовится ко второму чтению законопроекта о рекламе. Ввести запрет на публикацию объявлений магов и чародеев во всех СМИ, оставив публичной только деятельность народных целителей...

Госдума готовится ко второму чтению законопроекта о рекламе. Ввести запрет на публикацию объявлений магов и чародеев во всех СМИ, оставив публичной только деятельность народных целителей - при условии получения ими соответствующей лицензии, - вот, по сути, то, что предлагают российские депутаты. Но чем закончится очередная попытка запретить в России рекламу услуг колдунов и ясновидящих, не возьмется предсказать, пожалуй, ни один из них.


Сеанс магии с разоблачением


В 2004 году парламентарии намеревались принять закон о народном целительстве. Тогда бабкам, магам и колдуньям пришлось бы обзаводиться лицензиями с полным перечнем болезней, от которых они способны вылечить. А также соответствующими дипломами. Закон провалился: знахари оказались сильнее законодателей, как, впрочем, и в 2008 году, когда депутатские намерения обуздать стихийный рынок порчи, сглаза и приворотов тоже ничем не увенчались.


В 2006 году приказом Росздравнадзора была запущена система добровольной сертификации услуг в области народной медицины. Для выдачи документа проводилась проверка способностей, документально подтверждалось позитивное влияние методов целителя на здоровье граждан. Результат был предсказуемым - 80 процентов целителей, заявивших о собственных чудодейственных методиках, не смогли подтвердить свое лечебное воздействие. И история с сертификацией тихо сошла на нет.


Но колдуны, маги, шаманы, экстрасенсы, целители, заполонившие все пространство России, приносят такой ощутимый вред согражданам своей деятельностью, что российские депутаты решили еще раз побороться с проблемой на законодательном уровне. На этот раз к проблеме подошли с другой стороны - экономической, и появилась слабая надежда на успех.


"Рекламами целителей, ясновидящих, колдунов и прочих специалистов черной и белой магии сейчас заполнены почти все федеральные газеты, а также эфиры ряда телеканалов. С уверенностью можно сказать, что большинство предложений - от шарлатанов, которые не просто обманывают и обирают своих клиентов, а еще и подрывают здоровье и без того больных людей", - так прокомментировали в Госдуме депутатские инициативы по запрету пропаганды сомнительных услуг. Между тем даже если эти услуги - продажа воздуха, по закону они могут рекламироваться и приносить солидные барыши тем, кто занимается рекламным бизнесом.


Приворот классический


Открываешь любую московскую газету - и от предложений глаза разбегаются: колдунья, черная магия, отворот-приворот (результат в день обращения), помощь в сделках. Даже не верится, что респектабельные федеральные издания в своих рекламных блоках оккультные услуги выносят в отдельный раздел - между банковскими кредитами и дорогостоящим выведением из запоев.


К примеру, ясновидящая "госпожа Люба" в "Московском комсомольце" предлагает и судьбу предсказать, и удачу в бизнесе принести, и от бесплодия избавить. Объявление - с фотографией, телефонами операторов и адресом сайта. Дозвониться "госпоже" оказалось непросто: занято, занято, занято... Но если запастись упорством, то на связь выйти можно. Моя легенда о том, что звоню из другого города и что мне нужна срочная, пусть даже и заочная, консультация о состоянии бизнес-сделки, не срабатывает. На прием к "госпоже" записывают в порядке очереди. Очередь - на несколько недель вперед.


Юрист Московской городской думы Владимир Михалюк рассказал, что в его практике был пример, который можно назвать классическим: на прием к столичному депутату пришла дама с жалобой на гадалку.


- Красивая, вроде бы умная, с двумя высшими образованиями. У дамы случилась любовь, которая никак не могла перерасти в матримониальную плоскость. И тогда та решила не ждать милостей от природы, а взять их при помощи гадалки, которая обещала "навсегда приворожить" любимого мужчину, - тут Владимир не сдерживается и хихикает. - Гадалка приказала в полнолуние на рассвете пойти на "чертово болото", вырыть корень осинового пня, отварить его и этот отвар споить мужчине. Мужчина отвар выпил, но не женился. Не сложилось, одним словом.


Дело не только в разбитом сердце: гадалка получила от клиентки весьма солидную сумму денег. Пока та ходила на "приворотные" сеансы, продала машину, передала мошеннице дорогие украшения. Но доказать ничего не может - разговоры были один на один, без свидетелей. В милицию идти надо, ведь это в чистом виде мошенничество, но доказать факты непросто, да и стыдно!


Вот пострадавшая и обратилась к депутату с жалобой на гадалку, которая нажилась на человеческой доверчивости, глупости и горе.


Редко, но дела таких магов и предсказателей иногда все же доходят до суда. Несколько лет назад Зеленоградский окружной суд Москвы признал "колдунью Валентину", в миру Валентину Лукьянову, виновной в мошенничестве и заведомо ложной рекламе, приговорив ее к шести годам лишения свободы. Она искала исчезнувших людей, украденные автомобили, обещала содействовать в возврате долгов, снимать порчу и многое другое. Но - лишь на словах.


Спустя три года Московский областной суд приговорил к восьми годам лишения свободы целителя Александра Евдокимова. Он давал практические советы банде грабителей относительно места, времени нападений, применяемой тактики, мер воздействия на потерпевших, похищаемого имущества. Вышедший недавно на волю маг Григорий Грабовой и вовсе со своими помощниками брался за "воскрешение". Но любой юрист скажет, что судиться с магами трудно и затратно.


Синий туман похож на обман


Новыми нормами закона, если их примут, будет запрещена любая реклама оккультно-мистических услуг (в том числе колдовства, шаманства, ворожбы, спиритизма, ясновидения, гадания, магии и других) и представителей народной медицины, работающих без регистрации в минздравсоцразвития. Данные поправки поддержаны правительством России. Правда, при этом не совсем понятно, кто и как будет проверять наличие особых способностей врачевателя, кто будет выдавать лицензию.


- Это бизнес, который может быть замешан на обмане, - объясняет причину депутатской инициативы председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров. - Размещение рекламы в СМИ создает иллюзию, что государство как бы гарантирует человеку, что его не обманут.


Так что сегодня в России объявлена война не колдунам и ведьмам, а только лишь рекламе их услуг. При этом мало у кого вызывает сомнение, что у раскрученных специалистов эзотерических наук есть постоянная клиентура, которая будет ходить и без всякой рекламы. Более того, для подобных предложений сарафанное радио столь же действенно, как и в XIX веке.


Эксперты между тем полагают, что в одной только Москве сейчас работают 300 тысяч ведьм, колдунов, бабушек и других шарлатанов, а по всей России их свыше 800 тысяч - больше, чем врачей! Рынок их услуг оценивается в 10 - 15 миллионов долларов в год. Достаточно серьезная цифра - она сопоставима со стоимостью рынка российских алмазов.


Психологи говорят, что самой отзывчивой частью покупательской аудитории являются дамы среднего и пенсионного возраста. Что заставляет их покупать у шарлатанов по баснословным ценам медицинские аппараты и средства, не прошедшие клинических испытаний? Основные причины - это желание быстрого исцеления и доверие рекламе, которая использует бесспорный авторитет науки, медицины и той коллективной бессознательной веры в чудеса, которая, похоже, неистребима.


Каждому по вере


По данным одного из опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), более 50 процентов россиян смотрят передачи о сверхъестественных способностях, магах, астрологах. 15 процентов из них относятся к передачам такого рода серьезно. При этом треть респондентов признались, что обращались к гадалкам или сами гадают на картах.


Следующим депутатским шагом в России может стать запрет на показ телепередач об экстрасенсах и магах - в частности, "Битвы экстрасенсов" на ТНТ. Это популярное шоу, по данным TNS Gallup Media, с января 2008 по июнь 2009 года смотрело 10 процентов населения России, или 1,4 миллиона человек. С начала этого года популярность "Битвы экстрасенсов" еще больше выросла: если в январе доля аудитории была около 7,5 процента, то в июне - 12,4. Но прежде всего "Битва экстрасенсов" - это образец самой яркой рекламы оккультных услуг, где свои способности демонстрируют лучшие экстрасенсы страны. После программы запись к некоторым из них образуется на несколько лет вперед.


Запрет на рекламу в СМИ докторов оккультных наук несильно страшит. У них есть много других способов саморекламы. В Москве, например, в последнее время объявления об услугах ясновидящих стали писать несмываемой краской прямо на асфальте.


Телекомпании всего мира транслировали акции протеста на Трафальгарской площади Лондона британских медиумов, экстрасенсов, ясновидящих, гадалок, предсказателей и хиромантов. Спиритуалисты были недовольны изменениями в законодательстве, на основании которых их профессии могут быть приравнены к более "материальному" труду и позволят недовольным клиентам подавать на них в суд. Так что российские специалисты черной и белой магии в своих проблемах не одиноки.


Компетентно


Валерий Федоров, социолог ВЦИОМ:


- Мы уже более 20 лет регулярно проводим социологические опросы о том, как люди относятся "к чудесам", гадалкам, магам. По сравнению с 90-ми годами сейчас большинство граждан гораздо спокойнее воспринимают тех, кто обещает исцеление, решение личных проблем. Не секрет, что спрос на чудо рождает и предложение, особенно если все это массированно рекламируется со страниц газет и экранов телевидения, как это было, к примеру, в случае с Ю.Лонго, А.Кашпировским и т.д.


Совершенно понятно, что феномен веры в чудодейственные возможности целителей кроется в желании людей быстрее решить проблемы, иногда и от безысходности, желания верить в чудо. Можно сказать, что это - пережиток, атавизм, язычество, но это присутствует в ментальности нашего народа.

 

Фото ИТАР-ТАСС

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter