К четырем прибавить два, по слогам читать слова

Чему учат детей бывшие игроки сборной Беларуси по футболу?

Чему учат детей бывшие игроки сборной Беларуси по футболу?


В футболе своя арифметика. Здесь 2 и 2 — совсем не 4, а всего лишь 1. Потому что — ничья и за нее положено именно одно очко. Уж сколько раз твердили миру, что от учителя зависит гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Талантливый и знающий наставник может так мастерски раскрыть секреты и преподать урок, что увлечет своим предметом на всю жизнь. Провал футбольного образования, при котором целые группы молодых ребят оказались выброшены на берег и в дальнейшем так и не сумели найти себя в футболе, был связан именно с тем, что учить их, зеленых, неоперившихся, не только футболу, но и жизни оказалось просто некому. Заканчивавшие с активным футболом мастера уходили куда угодно: кто — в бизнес, а кто — и в криминал, но только не в детские тренеры. Эта ниша оказалась пустой или занятой в основном теми, кто любил себя в футболе, а не наоборот, и потому главным упражнением в своем арсенале имел незамысловатый трюк: показывал ребятишкам удар в «девятку» (надо признать — точный и исполненный почти идеально), а затем садился на лавочку и наблюдал, как дети неуклюже пытаются повторить подкрутку мастера. Педагогики в этом мало, а потому процесс, который сейчас происходит в минском «Динамо», не может не вызывать уважение. Радислав Орловский, Александр Лухвич, Сергей Яскович... Еще недавно они выходили на поле в майках столичного клуба и сборной страны, а сегодня передают опыт юному поколению. И делают это, судя по отзывам, очень неплохо.


Сергея Ясковича корреспондент «СБ» застал на тренировке игроков минского «Динамо» 1995 года рождения. Правда, обнаружить Сергея сразу не удалось — с тренерского мостика занятиями руководил его коллега Руслан Азаренок. Сам бывший защитник сборной делал то, что умеет лучше всего, — играл с пацанами в футбол на своей любимой позиции. На поле то и дело из уст юных воспитанников слышалось: «Иваныч, пас».


— Никак не могу привыкнуть к этому Ивановичу, — смеется Сергей. — Хотя уже 5 месяцев прошло, как работаю детским тренером.


— Почему выбрал именно эту стезю, а не стал, например, агентом?


— Закончив с футболом, решил посвятить себя семье. Сын занимался тогда в «Смене», и я посещал практически все его занятия. А потом его тренер попросил меня помочь. Мне было интересно, к тому же появилась возможность давать сыну практические советы прямо на поле. Потом Радислав Орловский предложил перейти в «Динамо», он уже к тому времени сам успешно работал в этом клубе. С октября тружусь в детской динамовской школе. Сейчас планирую пойти учиться на курсы в БГУФК.


— Легко дался переход от игрока к тренеру?


— Довольно легко. Играть на прежнем уровне уже не хватало сил. К тому же всегда лучше уйти на мажорной ноте, чем мучиться на футбольном поле.


— Нота получилась не очень мажорной. Ты разругался в казахском «Актобе» с тренером и покинул команду. Что случилось?


— Небольшой конфликт. Показалось, что со мной поступили несправедливо. Развернулся и уехал.


— А ведь были еще конфликты с Петраковым в «Москве» и Бышовцем в «Томи»...


— Я всегда высказываю в лицо то, что думаю. Я за честное отношение между игроками и тренерами.


— А как отнесешься, если твои воспитанники будут тебе перечить?


— У нас в команде отношения построены на доверии. Мы друг на друга не кричим и не оскорбляем. Объясняем детям, что им надо делать и над чем работать. Они вправе возразить. В споре рождается истина. Очень часто ребята дают нам, тренерам, дельные советы.


— Приятно, что сейчас в детском футболе работают многие твои партнеры по сборной?


— Это нормальный процесс. Нас же в футболе тоже сменили молодые.


— Можно сказать, что этот этап карьеры для тебя лишь промежуточная стадия?


— Пока мне очень комфортно в команде. Да и находясь каждый день бок о бок с пацанами, чувствую себя моложе лет на 10. В моей игровой карьере было очень много хороших тренеров. В тактике многому научился у Гаджиева. Это очень сильный специалист. К тому же хороший психолог.


— Есть ли особенности в работе детского тренера?


— К детям нужен особенный подход. Иногда приходится объяснять простую истину много раз, иногда бываю сильно недоволен некоторыми ребятами, порой злюсь на себя. Нужно терпение.


— О нынешних условиях для занятий и тех, в которых начинал заниматься ты, даже не спрашиваю.


— И сравнивать нечего. Мы все играли на том самом динамовском асфальте. Когда учился в интернате, тренировались на газоне, который находился прямо возле дороги. А сейчас такие условия, что позавидуешь. Что еще надо? Занимайся круглый год! Никто уже не играет в кедах, все имеют возможность купить себе современные бутсы. А мы когда–то прибивали гвозди вместо шипов.


— Есть сложные дети в команде?


— Не сложные, а дети с характером, с харизмой. С такими работать еще интереснее. А сложные дети учатся в интернате для сложных детей.


— Сколько вас, тренеров, в команде?


— Трое.


— Не много?


— Оптимально. Одному тяжело уследить за всем. Я даже не представляю, как мои первые тренеры работали в одиночку. У нас нет никакого разделения по позициям. Все работают над игровыми качествами, организационными вопросами. Правда, я все же больше уделяю внимания защитникам. В этом компоненте есть над чем работать. Команда пропустила в прошлом первенстве довольно много. Сейчас ситуация выправляется.


— В «Динамо» сильная молодежь? Есть ли будущие Глебы, Ясковичи и Белькевичи?


— Молодежь хорошая. А вот по поводу будущих... В команде есть будущие Капленко, Назаренко, Корзун... Уверен, что они нас превзойдут.


Честно говоря, немного удивляет стремление бывших футболистов работать с детьми. Ни для кого не секрет, что зарплата игрока и тренера, как говорят в Одессе, две большие разницы.


«Не деньги нас ведут в детский футбол, — тренер игроков минского «Динамо» 1993 года рождения Радислав Орловский высказывает свою точку зрения. — Все мы хотим в будущем тренировать взрослые команды. А детский футбол — это основа основ. Не поработав здесь, не поймешь футбол вообще». Вторит своему другу и тренер минского «Динамо» (1994 г. р.) Александр Лухвич: «Деньги — не главное. Я в детском футболе работаю потому, что мне нравится. Как говорится, зацепило. Приятно понимать, что твой опыт и твои знания могут быть кому–то полезны...»


Слово корифеям


Юрий Пышник: «Начинать тренерскую карьеру надо с низов. Если у ребят будет желание работать с детьми, если будет желание ездить по школам и отбирать футболистов, то все у них получится. Детский тренер — очень кропотливая, а порой даже нудная работа. Надо себя полностью посвятить команде, стать для пацанов папой и мамой. Не все на это способны».


Иван Савостиков: «Мы стараемся поддерживать молодых тренеров. Орловский, Лухвич и Яскович — очень хорошие футболисты. И они просто обязаны воспитать футболистов лучше, чем сами. Приятно, что они не ушли с головой в бизнес, а стали работать с детьми. Это любовь к игре, ничего с ней не поделаешь. Мы всем жертвовали ради футбола. Моя жена мне так и говорит: «Когда дети росли, ты был на «фронте»...»


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter