Изумрудный город

Лет сто назад здесь можно было остановиться в престижных отелях «Лондон» и «Париж». Сегодня услуги единственной гостиницы «Мстиславль» вряд ли приятно удивят...

Лет сто назад здесь можно было остановиться в престижных отелях «Лондон» и «Париж». Сегодня услуги единственной гостиницы «Мстиславль» вряд ли приятно удивят: нет достойного сервиса. Но со следующего года должно начаться возрождение «изумрудного города», как назвал это чудное место Владимир Короткевич. На рассмотрение Правительству и Президенту местными властями представлен проект Комплексной программы развития Мстиславля и района на 2011 — 2016 годы. Побывав на месте, пришел к выводу: город стоит того, чтобы вкладывать в него деньги. На границе с Россией должен наконец появиться крупный туристический и экуменический центр.


Но пока даже в полдень город спит. Движение заметно лишь на площади перед исполкомом. В остальном картина подходит для съемок фильма о жизни уездного поселения дореволюционной Белоруссии (если бы не «советские» названия улиц). Но в этом и прелесть Мстиславля.


Странно, что здесь все осталось неприкосновенным. Все–таки на востоке страны с наследием минувших веков в ХХ веке не церемонились. Но мне кажется, «мумификация» прошлого произошла не случайно. Все дело в том, что сюда не дошла железная дорога. А где нет «железки» — там и «цивилизации» поменьше, и новых веяний.


Все, что уцелело от минувших эпох, теперь должно манить любителей экзотики. Вот они — прекрасные камни–изумруды, которые ожидают прихода ювелиров–огранщиков после принятия комплексной программы развития Мстиславля.


Костел Успения Пресвятой Девы Марии


Строил храм немец Иоганн Кристоф Глаубиц — автор стиля «виленское барокко». Валентина Тимошкова, старший научный сотрудник районного историко–археологического музея, говорит, что с 30–х годов ХХ века в доме Божьем хранили овощи, солили огурцы. Начатое в советское время восстановление здания пока заморожено. Настоятель костела Роберт Матиевский с двадцатью прихожанами не в силах снять аварийные строительные леса, поэтому богослужения до сих пор проходят в помещении, где ранее ксендзы держали утварь. Войдя в главный зал, мы нашли забытые реставраторами инструменты. В интерьере еще остались фрагменты некогда пышного убранства: фигуры ангелов в алтарях, росписи.


Коллегиум иезуитов


Занимавшая с 1925 года эти стены школа–интернат для глухих детей переводится в другое здание (см. материал «Глухая стена» в «СБ» от 16 июня). Старинные постройки приспособят под туристический комплекс. Рядом сохранился костел Михаила Архангела, который заперт на замок, но внутрь удалось попасть благодаря Елене Клеенковой, директору школы–интерната. По ее словам, чуть меньше месяца назад здесь побывал министр культуры. Павел Латушко поддержал идею устройства в бывшем храме концертного зала с органом.


Мужская гимназия


Самый известный ее выпускник — поэт Аркадий Кулешов. Теперь окна заколочены — помещения пустуют. Согласно комплексной программе здание начала ХХ века приспособят под строительный колледж.


Лямус


Хозпостройку оборудуют под музей этнографии. Впрочем, каждый мстиславский деревянный дом здесь с историей. Местный учитель Владимир Ещенко подсчитал, что больше всего таких — неповторимых — в слободе, бывшем еврейском квартале.


Соборы Кресто–Воздвиженский, Александра Невского


Стоящие друг за дружкой на одной улице храмы XIX века ждут ремонта.


Троицкая церковь


Загадочное сооружение, о культовом назначении которого лишь «намекают» некоторые черты фасада, реконструируют под картинную галерею.


Пожарная каланча


Выше нее нет другого здания в Мстиславле. Пока громадина пустует, но, если появятся средства, в ней оборудуют музей МЧС, а наверху — обзорную площадку для туристов.


Замковая гора


Советский археолог Леонид Алексеев, влюбленный в нашу старину, сделал все, чтобы в Большой Советской Энциклопедии (до сих пор остающейся истиной в последней инстанции для миллионов образованных людей) Мстиславль значился не только как место расположения спиртового, маслосыродельного, хлебо– и льнозавода. Московский исследователь нашел на Замковой горе стеклянный бокал с арабской надписью, старейшую берестяную грамоту. Так удалось доказать, что испокон веков жили здесь люди образованные и тонкой натуры.


Успенский монастырь в Пустынках


По легенде, основал его Лугвен — сын Ольгерда. Ослепший князь пришел к здешней кринице, умылся и прозрел. Обитель в советское время служила приютом для детей–сирот. А потом и вовсе опустела. В 2003 году сюда вернулись монахи. «В 2004 году, когда начали ремонтировать первое здание, я положил на печь сушиться доски и забыл их снять, — вспоминает Леонид, рабочий на послушании. — Когда вернулся, из комнаты валил дым, стены покрылись сажей. А на черном фоне вдруг проявился лик Христа». Чудеса! А если осуществится комплексная программа, случится еще одно чудо: отстроят Покровскую церковь конца XIX столетия, а руины кафедрального Успенского собора законсервируют — в назидание потомкам. Между тем еще три монастыря, кроме Пустынского, окружают Мстиславль — Онуфриевский, Мазоловский и Тупичевский. Последний «погребен» под постройками маслосырзавода, Онуфриевский разрушается. От обители в деревне Мазолово осталась одна церквушка, закрытая на замок. Но ее обещают отреставрировать.


Справка «СБ»


Из Мстиславля родом три человека, без которых мировую культуру уже не представишь: Петр Мстиславец — соратник первопечатника Ивана Федорова, Степан Полубес — мастер, открывший москвичам в XVII веке секрет украшения печей и фасадов зданий изразцами, и Абрам Маневич — американский художник–модернист.


Кстати


24 — 25 июля в Мстиславле пройдет фест средневековой культуры. Между прочим, мстиславская хоругвь нанесла крестоносцам один из решающих ударов в Грюнвальдской битве, 600–летие которой отмечается в середине лета. В местном музее хранятся шлемы русского и немецкого воинов XV — XVI веков, найденные в реке Вихре, — аналогов им нет больше нигде в стране.


Прямая речь


Василий Витюнов, председатель Мстиславского райисполкома:


— Я чуть больше года занимаю нынешнюю должность, но для меня сразу стало очевидно, что Мстиславль — одно из немногих мест, где сохранилось в первозданном виде столько памятников старины. Если комплексная программа развития региона будет утверждена, второе дыхание получит один из самых неповторимых по красоте городов восточной Беларуси.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter