В Могилеве закрыты две последние вечерние школы

Из рабочего класса в вечерний

В Могилеве закрыты две последние вечерние школы...

В Могилеве закрыты две последние вечерние школы. Вердикт окончателен — неперспективные. Это в фильме «Весна на Заречной улице» трудящаяся молодежь с энтузиазмом зубрила формулы и писала сочинения. А ныне желающих получить аттестат об общем среднем образовании без отрыва от производства на весь город — чуть больше сотни. Решили, что не стоит ради них содержать целый штат педагогов, платить за помещения. Но куда ушли те, что по желанию или из–под палки садились за парты по вечерам?

Учиться никогда не поздно


Средняя школа № 22 расположена в частном секторе. Четыре часа дня, а тут — ни гула городского, ни привычной толкотни у входа, ни детского щебета. Кажется, вот–вот из–за поворота появятся уставшие после заводской смены парни и девчата с тетрадками наперевес. И они действительно появляются: с 1 сентября при школе заработали вечерние классы.


Обычные старшеклассники, внешне ничем не отличающиеся от своих сверстников. Разве раньше их повзрослевшие.


Анастасия Голохова когда–то училась в гимназии. Смышленой девочке особенно нравились английский и химия. Были планы пойти учиться дальше. Но в девятом классе Настя влюбилась. И — потеряла голову. Скоро стало совсем не до уроков: памперсы, распашонки... Когда ее дочке исполнилось два года, Настя решила вернуться в школу. Благо с ребенком может и папа посидеть, и Настины родители.


Ранняя беременность — одна из распространенных причин вечернего обучения. Но педагоги уверены: главное, чтобы молодая мама вовремя поняла — аттестат нужен. Некоторые понимают годам к двадцати пяти — тридцати...


В 12–м классе — в «вечерке» программа старших классов растянута на три года вместо двух — занимается и сорокалетний Михаил. Всю жизнь работал водителем. А как решили повысить до начальника участка, выяснилось: у него даже аттестата о среднем образовании нет. Пришлось папе, у которого дети в старших классах учатся, тоже садиться за парту.


Гибкое расписание


Всего в 22–й школе «вечерников» — 74. Впрочем, «вечерние» уроки — понятие относительное. Подростки, многие из которых либо не работают, либо подрабатывают на стройке или на рынке, предпочитают ходить в школу утром. Директор Татьяна Шкуратова объясняет:


— Обычные школьники у нас занимаются только в первую смену. Места хватает, вот и решили учащихся вечерних классов для их же удобства «рассортировать». Кто–то приходит на занятия к 8.50 и к обеду свободен, кто–то появляется в школе к четырем часам и покидает ее около девяти вечера. Программа обычная — математика, химия, языки... Есть факультативы. Конечно, контингент разный. Некоторых родители не могут уговорить окончить хотя бы школу. Приходится нам подключаться. Так у нас появилось несколько «вечерников»–заочников. Но и житейские сценарии разные. Мой отец тоже вечернюю школу оканчивал. В 1978 году его, лучшего монтажника, отправили от «Могилевхимволокно» в Афганистан. Аттестат о среднем образовании получил, вернувшись в Могилев, когда мне лет 7 было. Стал бригадиром... И среди нынешних учеников есть те, кто оставил среднюю школу ради куска хлеба.


Уроки и труд


Коле Трусову всего 18 лет, а ощущение, что общаешься с серьезным взрослым мужчиной. Между тем еще несколько лет назад Коля состоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Казалось бы, от такого жди чего угодно. Не все так просто. Прогуливал Николай потому, что с 14 лет работал:


— Мои родители разошлись, меня мама воспитывала. У нее — высшее образование, солидная должность. Хорошо жили, пока она не заболела. Пришлось зарабатывать. Разгружал и фасовал по пакетам уголь. Трудился на производстве по выпуску газосиликатных блоков, теперь — грузчиком в торговой сети. Чистыми выходит больше 4,5 миллиона рублей. Почти половину трачу на лекарство — один тюбик мази для мамы стоит около 600 тысяч, на месяц их надо четыре.


Коля не просто хороший сын. Бывают же в жизни чудеса — он почти достроил дом. Купил участок на окраине города, старенький домик снес... Строит собственными руками. Помогает отец, который не исчез из Колиной жизни.


А еще парень отучился в автошколе, хочет сдать и на категорию «Е», в дальнейшем открыть свою фирму, заниматься грузоперевозками.


Исправляем ошибки


Ирина Добровольская, классный руководитель «вечернего» 12 «Б», с такими учениками занимается не первый год:


— Вечерняя школа была в двух шагах от нашей. Даже пока ее не расформировали, на информатику — мой предмет — ученики к нам приходили. Так что опыт общения есть. Ученики разные. Некоторым сами звонили, уточняли, почему не появились на занятиях... Елене 30 лет, ошибок уже наделала немало. Сирота, рано родила. Любимый бросил. С горя запила. Ребенка забрали в детский дом, ее лишили родительских прав. Хорошо, одумалась, устроилась на работу, дочь вернула. Хочет окончить школу, поступить в политехникум.


На то, что им придется отныне возиться еще и со взрослыми учениками, допоздна засиживаться в школе, наставники не сетуют. Говорят: если хотя бы несколько человек хотят учиться вечером, нельзя лишать их такой возможности.


Помимо 22–й школы, три вечерних класса открыты и при средней школе № 39. По словам директора Виктора Козлова, к ним из десятой вечерней школы перешли 35 ребят и три педагога. Среди учеников не только горожане. Сюда приезжают из деревни Буйничи, из Шклова. Значит, это действительно нужно.


Компетентно


Олег Стельмашок, первый заместитель начальника управления образования Могилевского облисполкома:


— На Могилевщине вечерних школ не осталось. Закрыты последние 8. Это — общереспубликанская тенденция. Им на смену пришли вечерние классы. И все же, на мой взгляд, постепенно эта форма обучения сойдет на нет. Кто хочет учиться, учатся: в школе, училище, техникуме, вузе. А вечерние классы — сродни репетиторству. Только платить за учеников, которые по какой–то причине отстают по программе, вынуждены не родители, а государство.


Фото автора.

 

Советская Белоруссия №189 (24326). Вторник, 8 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter